Нэнси Сперо

Вот такую старую статью про Нэнси Сперо нашла на "Коммерсанте".
Не знаю, это горькая ирония или что?
Вот, например: "...никогда не жаловалась на то, что муж-художник ее как-то подавлял. Разве что обмолвилась в воспоминаниях, что работать привыкла по ночам, поскольку домашнее хозяйство и воспитание троих детей отнимали все дневное время."
Привожу как есть:

Анна Толстова "Женская доля в искусстве"
"Нэнси Сперо была очень красивой и счастливой женщиной и, возможно, самой радикальной феминисткой среди художниц XX века. Ее ретроспектива открывается в лондонской Serpentine Gallery.

Выставка одной из пионерок феминистского искусства Нэнси Сперо (1926–2009) приезжает в Serpentine из Центра Помпиду, где экспозиция начиналась с семейных фотографий. На них вы видели, во-первых, женщину чертовски красивую — из тех, что красивы всегда и даже в омраченной болезнями старости умудряются сохранить какой-то артистический шарм. Во-вторых, вы видели женщину абсолютно счастливую, прожившую более полувека вместе с любимым мужем, знаменитым художником Леоном Голубом (1922–2004), и родившую ему трех сыновей. Так вот, искусство этой красивой и счастливой женщины говорило исключительно о страдании, войне и насилии.

Нэнси Сперо "Израильские солдатки", 1993

Collapse )

Кики Смит


Кики Смит (родилась 18 января 1954) — современная американская художница и скульпторка родом из Германии.
Кики родилась в Германии, будучи одной из трёх дочерей известного скульптора-минималиста Тони Смита; мать — оперная певица Джейн Лоуренс Смит. Выросла в городке Саут-Ориндж, штат Нью-Джерси. Стала интересоваться искусством в юности, помогая отцу в его работе по созданию картонных моделей его будущих скульптур. В 1974—1976 годах училась в Школе искусств Хартфорда (Коннектикут), однако курса не закончила. Тогда же переехала в Нью-Йорк, где и поныне живёт и работает. В 1985 году прошла обучение на санитара в одном из бруклинских госпиталей — с целью лучшего изучения человеческого тела, что ей необходимо было как скульпторке.
В начале 1990-х годов художница создаёт человеческие статуи в натуральную величину, не щадящие в том числе и уродства тела. Так, её первой работой, выставленной в 1990 году были выполненные из пчелиного воска нагие мужское и женское тела, покрытые — как вследствие заразной болезни — красными пятнами и висящие безжизненно в метре друг от друга. Из женских грудей течет материнское молоко, у мужчины по ноге — его семенная жидкость. К.Смит постоянно пытается в своих произведениях — скульптурах и инсталляциях — расшифровать анатомию человека и работу его тела, скрытую от нас — обмен жидкостями между органами, деятельность системы пищеварения, выделение продуктов жизнедеятельности. В конце 1990-х художницу увлекают новые темы — живой природы и космоса, сказочных миров и животных. Их она воплощает и в скульптуре, и в живописи. Кроме этого, К.Смит создала целую серию автопортретов.
Из Википедии

Некоторые работы Кики Смит:
Collapse )
Ссылки:
https://rus.jauns.lv/article/pastaiga_ru/359102-deva-mariya-bez-kozhi-i-drugie-geroi-anatomicheskogo-teatra-kiki-smit
http://www.artnet.de/k%C3%BCnstler/kiki-smith/3
https://www.artspace.com/artist/kiki_smith

Эмма Стеббинс


Эмма Стеббинс (1 сентября 1815 - 25 октября 1882) - американская скульпторка-неоклассицистка, первая женщина, получившая художественный государственный заказ от Нью-Йорк-Сити. Ее самая известная работа, "Ангел вод" (1873), украшает террасу Бетесда в Центральном парке Нью-Йорка.

Само название террасы и скульптуры отсылает к библейской легенде: согласно Евангелию от Иоанна, вода из купальни считалась чудодейственной, когда «ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью».

Эмма Стеббинс была одной из девяти детей богатого банкира, и семья поддерживала ее стремление заниматься искусством - повезло!
В 1856 году Эмма Стеббинс вместе с матерью и младшей сестрой Каролиной отправились в Рим. Там она познакомилась со скульпторкой Харриет Хосмер, которая ввела ее в круг американских экспаток, сплошь творческих женщин. Но ключевым для Эммы Стеббинс оказалось знакомство с актрисой Шарлоттой Кушман. Эмма и Шарлотта быстро сблизились, а через год обменялись брачными клятвами и считали себя женатыми.
Collapse )

Margaret Foley (Маргарет Фоули)

Маргарет Фоули (1827–1877) - американская скульпторка-неоклассицистка. Помимо скульптуры, занималась также изготовлением камей и портретных медальонов.
Родилась в глухой провинции, в городке Вердженес в в северном Вермонте. Будучи дочерью фермерских работников, должна была сама зарабатывать на свое образование - работала прислугой, потом школьной учительницей, потом устроилась на фабрику в более крупном городе Лоуэлл, штат Массачусетс. Работая на фабрике, училась в Женской школе дизайна, основанной филантропкой Эдной Доу Чени. Там ее научили вырезать камеи - это считалось приемлемым занятием для женщин с художественными наклонностями. Ее камеи пользовались спросом, а их изготовление позволяло обеспечивать себя.
В 1860 году Маргарет Фоули эмигрировала в Рим, чтобы продолжать учебу и делать карьеру скульпторки. Там она попала в сообщество американских экспаток, среди которых была актриса Шарлотта Кушман, скульпторки Харриет Хосмер, Эдмония Льюис, Эмма Стеббинс и другие. В общем, отличная компания, в которой, между прочим, процветали лесбийские связи.
Сперва финансовое положение Фоули в Риме было тяжелом, но вскоре у нее образовалась многочисленная клиентура - ее портреты-медальоны пользовались спросом, изготовляла мраморные бюсты, а также она писала об искусстве для нескольких изданий "Boston Evening Transcript" и "Crayon".


Некоторые работы Маргарет Фоули:


Портрет известной неополитанской модели по имени Паскучча (1865)
Collapse )

Анна Клюмпке



Анна Клюмпке (28 октября 1856 — 9 февраля 1942) — американская художница, портретистка и мастерица бытового жанра. В детстве перенесла несколько травм, из-за чего охромела на всю жизнь.
Ее мать, Доротея Матильда Толле, с детства наметила для Анны художественную карьеру. Она серьезно подходила к образованию детей: Доротея Клюмпке-Робертс стала астрономкой, Джулия Клюмпке - скрипачкой и композиторкой, Августа Дежерин-Клюмпке - неврологиней.
Чтобы вдохновить Анну на занятия искусством, мать дарила дочери репродукции картин, а также подарила ей куклу «Роза», созданную по образцу известной французской художницы-анималистки Розы Бонёр. По задумке матери, Бонёр должна была стать ролевой моделью для Анны. И это сработало! С раннего детства Анна была очарована и вдохновлена этой художницей.

Анна Клюмпке сперва изучала искусство дома, а в октябре 1877 года переехала со своей семьей в Париж, где позже была зачислена в Академию Жюлиана (1883—1884), в мастерскую Тони Робер-Флёри и Жюля Лефевра. Она по многу часов копировала картины в Музее Люксембурга, в том числе «Пахоту в Ниверне» Розы Бонёр. Некоторое время брала уроки у Вийфруа. В 1884 году, ещё учась в Академии, Клюмпке представила свою первую работу на парижском салоне, где она получила главный приз как выдающаяся студентка года. Eщё несколько лет она регулярно выставлялась в Салоне. После окончания учёбы она на несколько лет вернулась в США и преподавала в Бостоне. Однако в 1889 году Клюмпке вернулась в Париж и решила познакомиться со своим кумиром, Розой Бонёр - хотела нарисовать ее портрет.
И вот, они влюбились друг в друга! Вскоре две женщины поселились вместе в поместье Бонёр в Томери, недалеко от Фонтенбло. Их отношения продолжались вплоть до смерти Бонёр в 1899 году.
После смерти Бонёр Клюмпке стала единственной наследницей ее поместья и имущества, и в 1900 году курировала продажу произведений художницы. Она учредила премию имени Розы Бонёр в Société des Artistes Français и организовала музей Розы Бонёр во дворце Фонтенбло.
Клюмпке вела детальные дневники, на основе которых в 1908 году она опубликовала биографию Бонёр — «Sa Vie Son Oeuvre». В книге, которая была опубликована на английском языке только в 1998 году, Клюмпке рассказала об истории жизни Бонёр, их взаимоотношениях и взаимной любви. Биографию (на французском) можно найти на сайте openlibrary.
В 1940 году, в возрасте 84 лет, Клюмпке опубликовала собственную автобиографию «Воспоминания художницы». Она умерла 9 февраля 1942 года в возрасте 86 лет в своем родном Сан-Франциско, а похоронена вместе с Розой Бонёр на кладбище Пер-Лашез в Париже.



А как же портрет?
Портрет Розы Бонёр она, конечно, нарисовала, вот он:
Collapse )

Эдма Моризо

У известной импрессионистки Берты Моризо была старшая сестра Эдма.
И Берта, и Эдма вместе учились у одних и тех же наставников: Жозеф Бенуа Гишар, Ашиль Удино, Камиль Коро. Обе подавали большие надежды, как художницы.
Сестры вместе путешествовали, вместе выставлялись, вместе работали, а также рисовали друг друга.
На этой картине Берты Моризо изображена Эдма:

Берта Моризо "Чтение"

Эдма тоже нарисовала портрет сестры:

Эдма Моризо "Портрет художницы" (1863)

Но замужество поставило крест на артистической карьере Эдмы. В 1869 году она вышла замуж за морского офицера, вместе с ним уехала в захолустный Лорьян в Бретани, и - на этом всё... Ну, почти. Эдма Моризо нарисовала портрет мужа, сделала несколько копий с работ Берты, однако ничего более неизвестно о ее произведениях после замужества.

Сестры Лемуан

У Мари-Дениз Вильер, в девичестве Лемуан, были еще две сестры-художницы.


Мари-Виктуар Лемуан, автопортрет

Мари-Виктуар Лемуан (1754 - 1820), портретистка и жанристка. В 1779 и 1785 гг. Мари Виктуар Лемуан выставила свои первые произведения в Салоне Корреспонданс. Работа 1779 года представляла собой портрет принцессы де Ламбаль, подруги Марии-Антуанетты; тот факт, что Мари-Виктуар Лемуан получила заказ на портрет принцессы показывает, что к тому времени она уже пользовалась определённой известностью.

Collapse )

Констанс-Мари Шарпантье (Constance Marie Charpentier)


Автопортрет
Констанс-Мари Шарпантье (4 апреля 1767 – 3 августа 1849 ) - французская художница. Специализировалась на жанровых сценах и портретах, в основном детей и женщин. Также известна как Констанс-Мари Блонделю (Constance Marie Blondelu).
С 1795 по 1819 выставлялась в различных Салонах (около 30 картин). В 1814 году выиграла золотую медаль на Парижском салоне.
Вероятно, часть ее работ ошибочно приписывают ее учителю, Жаку-Луи Давиду. (Такое уже было, например, с "Рисующей женщиной" Мари-Дениз Вильер).


Констанс-Мари Шарпантье "Меланхолия"