snova drova (snova_drova) wrote in femart,
snova drova
snova_drova
femart

Category:
  • Mood:

Наталья Гончарова: оскорбление чувств верующих, порнография, каменные бабы и Париж.

Сегодня картины этой выдающейся художницы продаются по невероятным ценам на мировых аукционах, она стала самой высокооплачиваемой художницей в истории.  А когда-то ее работы арестовывали прямо во время выставки, несмотря, кстати на то, что тогдашняя публика уже видела Гогена и модернистов...
Итак, Наталья Гончарова - человек и пароход, флагман русского модернизма, художница, скульптор, декоратор.

Наталья Гончарова. Московская зима

Я поместила в заголовок далеко не самую проблемную картину Гончаровой, это личное, я больше всего на свете хотела бы увидеть именно такую зиму в моем городе.
Наталья Гончарова - великая русская авангардистка, родилась в 1881 году в Российской Империи (в деревне Ладыжкино, Тульская область), а умерла - в 1962 в Париже. Сразу стоит внести ясность: многие биографы пишут, что "Гончаровой очень повезло", т.к. якобы Ларионов (гражданский муж и художник) вывел ее  в свет из деревенской тьмы, или это как-то решило ее судьбу как судьбу  живописца. Это не так. Во-первых, спекулировать на месте рождения Гончаровой полная бессмыслица, т.к. она была дворянского происхождения (родственница Пушкина по тем самым Гончаровым), и эта деревня была всего лишь ее поместьем. Позже, семья купит ей дом в Трехпрудном переулке (таким образом она станет соседкой с Мариной Цветаевой). Во-вторых, еще за год до знакомства с Ларионовым, Гончарова записывается на курсы живописи и начинает активно заниматься скульптурой (позже ее скульптурные работы будут дважды отмечены медалями Академии). Строго говоря, с 1900 по 1915 год Гончарова в Москве, много работает, выставляется, участвует в диких по тем меркам, эпатажных акциях, в 15 году великий Дягилев приглашает ее оформлять балеты - и она уезжает из России навсегда. С Ларионовым, который, вроде к тому моменту так и не стал ее официальным супругом. Они поженились  спустя много лет для оформления наследства.
Если еще коснуться личности Гончаровой - чаще всего указывают, что она была сторонницей открытых свободных отношений, предпочитала мужские костюмы, была прямой и честной,  независимой от общественного мнения.  в общем, человеком с очень твердыми личностными границами. О себе в письмах иногда иронично говорила "в первую очередь - мое махровое я!"

Надо сказать, что Гончарова была единственной художницей (среди художников обоего пола), которую преследовали не по политическим мотивам, а по сексистским: ее Натурщицы (две картины обнаженной натуры) были арестованы  на выставке и названы порнографическими. Кстати, не могу их найти, поэтому покажу велосипедиста. Возможно, на нее был написан донос, т.к. пресса запестрила статейками (легко гуглятся) что мол, как женщина могла себе позволить ТАКОЕ!! (кстати, там все довольно невинно.

(велосипедист, 1913)

Помимо обвинений в распространении порнографии (которое закончилось судом и оправданием Г), у нее еще случился скандал на почве ее картин с религиозным мотивом. Это, надо сказать, одна из самых неоднозначных граней ее творчества. Итак.

Евангелисты, 1913


(Распятие, 1906 г)


(Троица)


(Рождество, 1910)

По поводу этого цикла картин, как вы понимаете и был скандал, впрочем, в какой-то момент Синод вынес вердикт о том, что Гончарова возрождает технику древних византийских мастеров и и скандал замялся сам собой. Но, работы по-прежнему, вызывают споры у церковников, воцерквленных, специалистов и мимо-проходящих. Специалисты (некоторые) говорят,что мол это сознательный жест - выбор такой темы и техники, (как бы сейчас сказали "пропиариться") Последние, кстати, видят "грандиозное чувство веры" и прочее.  Церковники по сей день недовольны "дескарализацией символов",  обвиняют художницу в откровенном эпатаже, "декоративности без наполнения" и тому подобное.
Я думаю, что на самом деле,как и обычно, правы все понемногу, т.к. Гончарова собирала лубок, очень любила народное творчество, наивное иксусство и примитивизм. Собственно, художница была в поиске, выбрала тему и разработала ее. Безусловно, какая-то доля эпатажности и декоративности в полотнах есть, т.к. все эти "капризные иконы" (как назвал их один богослов) создавались под определенную задачу. Но, строго говоря, это и есть профессия художника - реализовывать темы через художественные способы.  Другой вопрос - что стоит за методом: искреннее чувство, жажда славы, чистый эксперимент (получится-не получится?), пародия, издевка - решать зрителю. И, если полотно по-прежнему, спустя почти сто лет вызывает эти вопросы, то значит, как минимум, оно удалось.
Что особенно любопытно, так то, что знаменитый церковый архитектор А. Щусев активно вступился за художницу, когда разразился скандал с  библейским циклом ее работ,  и, чтобы выразить свою поддержку, он предложил ей расписать стены в храме в церкви (ктр он и спроектировал) в Кугурештах. Она приняла предложение (а что, Врубель, который Демона писал, тоже церкви расписывал) и сделала ряд эскизов. И самое любопытное, что даже в строгой иконографической  живописи, Гончарова все равно неумолимо оставила свой след увлечения наивным искусством и примитивизмом. Подробнее про церковь и роспись - тут

А теперь про вдохновение. Каменные бабы, что-то такое древнее и языческое, что взяла за тему Гончарова и, в то время как в Европе восхищались истуканами и "первозданной дикостью форм" с островов, Наталья Гончарова нашла на своей почве (кстати каменных баб и проч древние скульптуры она коллекционировала)


между картинами Гончаровой - идол из ее же коллекции.

Немного иллюстраций и декораций:

Наталия Гончарова, декорация к «Литургии Святого Андрея», 1914


(эскиз костюма)

эскиз к дягилевской Жар-птице

а вот, кстати, та самая (если я не напутала) версия картины Испанки, которая и является самой дорогой в мире проданной женской картиной


Вообще, Наталья Гончарова поражает широтой диапазона. Такое впечатление, что она творила вообще во всех стилях





мои любимые "Лесорубы"





А еще у Цветаевой есть эссе, посвященное Натальи Гончаровой (хотя о ней много кто писал). Так вот, если продеретесь сквозь бесконечные большие тире и многословие - узнаете много интересного. А я оттуда поцитирую, неоднозначное, но характерно, про картины: "Уже за границей Гончарова пишет для своей приятельницы икону Спасителя, большую, створчатую, вокруг евангелисты в виде зверей. Работает много месяцев. Дарит. Приятельница умирает. Икона остается мужу. Муж разоряется и продает. «Потом встретились, неловко спросить: кому? Может быть — скорее всего, в Америку. Где-нибудь да есть». — И Вы ничего не сделали, чтобы... — «Нет. Когда вещь пропадает, я никогда не ищу. Как-нибудь, да объявится. Да не все ли равно — если в Америку. Я в Америке никогда не буду». — Боитесь воды? — «И Америки. Вещей я много своих провожала. Заколачиваю ящик и знаю: навек».

эссе можно почитать здесь




Tags: ХХ век, авангард, библейский сюжет, декорации, живопись, кубизм, наивное искусство, примитивизм, русский авангард
Subscribe

  • Бетье Саар

    Бетье Саар - афроамериканская художница, наиболее известная своими работами в технике ассамбляжа. Из статьи о миланской выставке Саар:…

  • Рут Асава

    Рут Асава (1926—2013) — американская скульпторка японского происхождения. Наиболее известна своими удивительными проволочными…

  • Синди Шерман

    Синди Шерман (родилась 19 января 1954) — популярная современная американская художница-постмодернистка, работающая в технике постановочных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments