ilkagedo wrote in femart

Categories:

Гравировщицы Провинстауна

Бланш Лейзел Мононгахила
Бланш Лейзел Мононгахила

https://en.wikipedia.org/wiki/Provincetown_Printers

Гравировщики Провинстауна — художественное объединение,основанное в Провинстауне, Массачуссетс в первой половине ХХ века и специализирующееся на цветной деревянной гравюре, а именно технике «белой гравюры». Поскольку художники использовали приглушенные тона, их работы напоминали акварельную живопись. В группу входили Этель Марс, Ада Гилмор, Милдред МакМиллан, Мод Хант Сквайр, Джульетт Николз, Юлиус Олсон Нордфельд, Уильям Зорач,Ферол Сибли Уортен, Бланш Лейзел, Карл Натс, Агнес Уэйнрич, Эдна Бойс Хопкинс.

Бланш Лейзел (англ. Blanche Lazzell, 10 октября 1878, Мононгалия — 1 июня 1956, Борн[en]) — американская художница-график, мастер эстампа и дизайнер. Более всего известна своими ксилографиями. Одна из первых американских модернистских художниц, включала в работы элементы кубизма и абстракции.

Родилась в небольшом фермерском городе в Западной Виргинии, дважды путешествовала в Европу, обучалась в Париже у Альбера Глеза, Фернана Леже и Андре Лота. С 1915 года проводила каждое лето в кейп-кодском сообществе художников, и со временем обосновалась в городке Провинстаун, расположенном на дальней оконечности излюбленного в писательской и художнической среде полуострова Кейп-Код. Она была в числе основателей группы «Гравёры Провинстауна» / «Provincetown Printers[en]», члены которой экспериментировали с техниками эстампа в стиле, напоминающем японские гравюры укиё-э.

Лейзел приняли в Университет Западной Виргинии в 1901 году на отделение изящных искусств. За учёбу платил отец, она вела подробные записи расходов, а также подрабатывала раскрашиванием фотографий в фотостудии. Она брала уроки рисунка и истории и Уиллиама Леонарда и училась у Евы Хаббард. В июне 1905 года Лейзел получила диплом[7]. Она продолжила обучение в университете до 1909 года, дважды работая на подмене вместо Хаббард[8]. В этот период Бланш училась гончарному делу, гравировке по золоту и росписи по фарфору[9].

Лейзел записалась в Художественную студенческую лигу Нью-Йорка в 1908 году, где обучалась у Кеньона Кокса и Уиллиама Чейза[4][10][11]. Джорджия О’Киф посещала лигу в то же время, однако не ясно, были ли у неё совместные с Бланш занятия[12]. В 1908 году отец Лейзел умер, и она покинула лигу.

3 июля 1912 года Лейзел взошла на борт лайнера SS Ivernia[en], на котором отбыла в летний тур, организованный Американским клубом путешественников[13]. Тур начался в Англии, путь пролегал через Голландию, Бельгию и Италию — в этих странах Лейзел изучала церковную архитектуру. В августе она покинула тур и отправилась в Париж, где остановилась в пансионе на Левом берегу, в Монпарнасе. Она посещала лекции Флоранс Хейвуд и Роситер Ховард, избегала развлечений и поселилась в хостеле на бульваре Сен-Мишель. В Париже Лейзел посещала уроки в Гранд-Шомьер, Академии Жюлиана, Académie Delécluse, оставшись в Академии Модерна (фр. Académie Moderne), где училась вместе с постимпрессионистом Шарлем Гереном[14]. Там она чувствовала себя наиболее комфортно: академия была связана с авангардом[15]. В феврале 1913 года Бланш начала шестинедельную поездку по Италии, в течение которой с другими четырьмя молодыми женщинами делала наброски. Они возвращались в Париж через Германию, и в Мюнхене Лейзел выпила свою первую кружку пива[16]. В апреле она посетила отоларинголога, который удалил новообразование с задней стенки горла Бланш, что немного улучшило слух[17]. Она продолжила обучение с Гереном, он обратил внимание на склонность художницы к пейзажу. В продолжение пребывания в Париже Лейзел посещала лекции по фламандской живописи, голландскому искусству[en] и итальянское Возрождение в Лувре. Она вернулась в США в конце сентября, выйдя из Лондона на SS Arabic[en], принадлежащем компании White Star Line.

По возвращении в Моргантаун Лейзел вплотную занялась рисованием и в декабре 1914 организовала персональную выставку, где выставлялись её наброски и картины. Бланш арендовала студию, где преподавала и продавала фарфоровые расписные изделия, на продажи от которых и жила.

В Моргантауне Лейзел недоставало впечатлений, и она совершила путешествие в Провинстаун в 1915 году. Там уже был сложившийся городок художников[en], и туда устремились спасающиеся от Первой мировой войны живописцы. Стелла Джонсон и Джесси Фремонт Херринг, двое компаньонок Бланш из путешествия в Италию, уже жили в Провинстауне, так что Лейзел остановилась в доме матери Джонсон[16]. Бланш брала утренние уроки пленэра у Чарльза Хоторна в Кейп-кодской школе[en], там она познакомилась с фовизмом[20][21]. Осенью Лейзел вернулась в Моргантаун и устроила выставку в своей студии в октябре[22].

Следующим летом она снова отправилась в Провинстаун, где попросила преподавателя Оливера Шэйфа (англ. Oliver Chaffee), научить её технике «белой гравюры» (англ. white-line woodcut), произошедшей от японской техники исидзури-э (яп. 石摺り絵), которую придумал Артур Доу[en]. Белая гравюра была взята в использование группой художников, которые провели в Провинстауне прошлую зиму[23]. Белая гравюра отличалась от «исидзури-э» тем, что для неё было достаточно одной доски. Рисунки наносились на доску, а нетронутые тонкие линии отделяли их друг от друга. Лейзел и другие мастера белой гравюры создали объединение «Провинстаунские полиграфисты»; позже они добились признания в стране. Незадолго до нового 1916 года Бланш съездила в Манхэттен, где училась вместе с Гомером Боссом и проводила анализ цвета с Уиллиамом Шумахером. Две её белых гравюры выставлялись на ежегодной выставке Провинстаунской художественной ассоциации 1917 года[22].

«Оригинальность, простота, свобода выражения, и, прежде всего, честность, вместе с чисто обрезанной доской — критерии хорошей гравюры».
Бланш Лезел[10]

Летом 1917 года она проводила время в Бёрдклиффской колонии[en], поселении художников в Вудстоке в Нью-Йорке[24][25]. Также она обучалась вместе с Уиллиамом Зорачем[en] и Эндрю Дасбургом[en]. Летом 1918 года Лейзел переехала в Провинстаун, превратив в студию старый рыбацкий дом, смотрящий на Провинстаунскую гавань[en][26]. Она проводила зимы в Моргантауне и Манхэттене до 1922 года, всегда возвращаясь в Провинстаун летом. Помимо Провинстаунских полиграфистов она была членом Провинстаунской ассоциации искусств[en] и «Парусной мастерской», провинстаунского клуба художниц[27].

Хотя богемная атмосфера Провинстауна была далека от скромной и отчуждённой натуры Бланш, она нашла там нескольких близких друзей, включая Аду Гилмор, Агнес Уэйнрич и Отто Карла Натса. Она стала близким другом Саймона Смита, бывшего преподавателя английского языка, который ушёл из преподавания и уехал в Провинстаун. Она присутствовала на Дне благодарения в его семье в 1918 году, но, несмотря на романтическую связь, они не поженились[28].

В 1919 году Лейзел выставлялась в Манхэттене, в Тачстоунской галерее, вместе с Уэйнричем, Мэри Киркап и Флорой Шонфильд. В том же году Провинстаунские полиграфисты выставлялись в Детройтском музее[en] в экспозиции «Цветная ксилогравюра в исполнении американских художников» (англ. Wood Block Prints in Color by American Artists). Среди работ было изображение реки Мононгахила, выполненное Лейзел в студии Шумахера в Бёрдклиффе[29]. Критики и галереи сравнивали провинстаунских гравёров с модернистами[27], они продолжали выставляться в течение следующих лет на выставках в Чикаго, Лос-Анджелесе, Филадельфии, Балтиморе и Новом Орлеане[30].

Лейзел превратила свою студию в жилой дом и разместила вокруг здания большие короба с цветами. Вьюнок и мадейра[en] оплели здание до самой крыши, а сад при студии стал достопримечательностью. Бланш проводила чаепития, на которых угощала гостей своими сладостями. В этот период Лейзел изготовляла белые гравюры и монопринты[en], а также давала уроки ксилогравюры.

ейзел привязалась к племяннице, Фрэнсис Рид, для которой стала учителем и образцом поведения. Шесть лет Бланш работала в комитете, выбиравшем работы для Ежегодной выставки модерна (англ. Annual Modern Exhibition). А 1926 году она вернулась в Провинстаун и на месте старой студии построила новое здание, так как старый дом был слишком холодным для зимы[36]. Она участвовала в представлении «50 гравюр года» (англ. Fifty Prints of the Year), передав туда работы «Фиолетовая ваза» (англ. The Violet Jug) и «Деревья» (англ. Trees). Особенно сильно на неё сильно повлиял Глез, и она создала несколько абстрактных работ в стиле абстрактногокубизма, основанных на принципе золотого сечения, в том числе «Картина VIII» (англ. Painting VIII).

Лейзел была членом международной группы художников Société Anonyme[en] и в 1928 году стала наставницей художницы Катерины Дрейер по просьбе совета директоров группы. Позже Бланш вступила в Нью-йоркское общество художниц и в Общество независимых художников[en][37]. Она начала привносить абстрактное искусство в гравюру и к концу десятилетия создала несколько дизайнов настенных ковров[en][38]. Зимой 1929 года она приехала в Моргантаун и стала давать там уроки. Среди её учениц была Элла Хергерсхаймер[en][39].

В 1934 году Лейзел стала одной из двух жителей Западной Виргинии, получивших грант Федерального проекта поддержки искусства[en] через Управление общественных работ (Works Progress Administration)[40]. В том же году за 14 недель она создала фреску «Справедливость» в зале заседаний Моргантаунского суда[9]. Лейзел продолжала экспериментировать с гравюрой, и в 1935 году проходила обучение в Провинстауне вместе со знаменитым абстракционистом-импрессионистом Гансом Гофманом[41]. В поздних работах Лейзел видно влияние пространственной теории Гофмана[33]. Бланш долго изучала цветы, и работа 1948 года «Красная и белая петуния» (англ. Red and White Petunia) выиграла первый приз на выставке Американского общества цветного эстампа[42].

В 1956 году здоровье Лейзел начало ухудшаться, и в конце мая её госпитализировали в Борн с подозрением на скорый инсульт. Первого июня у Бланш действительно случился инсульт, и она умерла[43]. Она похоронена рядом с отцом на кладбище Бетел (англ. Bethel Cemetery) в Мэйдсвилле.

Хотя Лейзел более всего известна своими белыми гравюрами, она также работала с керамикой, вышитыми коврами, живописью, в том числе гуашью. На её картинах обычно изображены пейзажи и гавань Провинстауна, цветы. Она создала множество натюрмортов. Абстрактные работы Бланш сочетали синтетический и аналитический кубизм, часто изображая яркие геометрические фигуры. Она была одной из первых художниц США, работавших в стиле модернизма[10].

Художественные полотна Лейзел насыщены яркими и утончёнными цветами. Она предпочитала французские акварельные пигменты, которые позволяли получить на доске объёмные изображения[29]. Она обычно работала с вишнёвыми или липовыми досками, снимая с каждой обычно три или четыре оттиска. С 1916 по 1955 год Лейзел создала 138 гравюры[9].

Хотя она была одним из пионеров белой гравюры и сыграла важную роль в развитии абстрактного искусства в США, её работы некоторое время пребывали в забвении. С увеличением интереса к современному эстампу, особенно белой гравюре, популярность Лейзел стала расти. В 2012 году на аукционе её эстамп «Лодка» (англ. Sail Boat) был продан за 106 200 доллара США.

Этель Марс родилась в 1876 году. Ее интерес к искусству проявился еще в раннем детстве, и она часто завоевывала призы на различных конкурсах. Марс поступила в Академию Искусств в Цинциннати, где изучала живопись, рисунок и книжную иллюстрацию. Там художница познакомилась с Мод Хант Сквайр и Эдной Бойс Хопкинс, дружба с которыми длилась всю ее жизнь. 

Позднее Марс начала работать иллюстратором в Нью-Йорке. Вместе с Мод Сквайр художница создала иллюстрации к «Детям Нашего Двора» Кэролайн Уэллс и «Приключениям Одиссея» Чарльза Лэмба в 1902. Марс и Сквайр много путешествовали в начале века. В 1904 они посетили Мюнхен, где Марс научилась техникам цветной деревянной гравюры. Через год художница создала парижскую уличную сценку «Женщина У Витрины Магазина», выполненную в интимистской манере. 

Позднее пара перебралась в Париж. Марс писала картины, создавала пастели и деревянные гравюры. Среди них были пейзажи, портреты, домашние виньетки и уличные сценки, для которых характерны плоскостность форм, яркость цветов и размашистостью линий. Художница регулярно выставлялась в Осеннем Салоне, будучи его участницей, а также в Сообществе Изящных Искусств. Помимо Парижа Марс также выставлялась в США. В 1909 году ее картина «Женщина С Обезьянкой» стала лучшей картиной года, написанной женщиной. 

В 1910 Гертруда Стайн опубликовала поэму «Мисс Фюрр и Мисс Скинни», для которой Сквайр и Марс были прототипами героинь Джорджины Скинни и Хелены Фюрр. В этом литературном произведении впервые употреблялось слово «гей» при описании гомосексуальных отношений. Поэма была впервые опубликована в 1922. Вместе с Гертрудой Стайн Этель Марс помогла основать Любительский Клуб Искусств в Спрингфилде, ныне Спрингфилдская Ассоциация Искусств. 

Во время Первой Мировой Войны Марс работала водителем скорой помощи, но позднее вернулась в США и примкнула к объединению «Граверы Провинстауна». В начале 20-х Марс и Сквайр переехали во Францию, где продолжали заниматься живописью и гравюрой на дереве, а также иллюстрировать книги, например, «Героев Греческой Мифологии» Чарльза Кингсли. 

Ада Гилмор родилась в 1883 году. Художница рано осиротела и воспитывалась тетей, которая забрала ее в Ирландию. Гилмор была студенткой Школы Искусств в Белфасте, потом Института Искусств в Чикаго с 1906 по 1912. В это время она встречает Милдред МакМиллан, дружба с которой длилась всю ее жизнь. Закончив обучение, они перебрались в Лонг Айленд, затем в Париж. Однако Первая Мировая Война заставила их вернуться в США, где они стали членами «Граверов Провинстауна». Гравюры Ады Гилмор отличались более мягкими контурами и были изобретательнее, чем работы других участников группы. 

В отличие от произведений других граверов сообщества, гравюры Милдред МакМиллан были не цветными, а черно-белыми.

Джульетт С. Николз

Мод Хант Сквайр родилась в 1873 году. Она известна своими гравюрами в технике глубокой печати, пастелями и книжными иллюстрациями. Она также была талантливой музыканткой и знала несколько языков. 

Ферол Сибли Уортен родилась в 1890 году. С 1908 по 1910 она обучалась в Колумбийской Школе Искусств в Огайо. С 1911 по 1913 Уортен была ученицей Уильяма Меррита Чейза и Кеннета Хейса Миллера в Студенческой Лиге Искусств в Нью-Йорке, затем получила степень бакалавра в Государственном Университете Огайо. Позднее она обучалась вместе с Карлом Натсом, Бланш Лейзел и Юничи Хиратсукой. Помимо деревянной гравюры художница писала картины маслом, акварелью и гуашью. Она сотрудничала с Сообществом Независимых Художников, Национальной Академией Дизайна, Филадельфийским Акварельным  Клубом, Ассоциацией Искусств Провинстауна, Вашингтонским Клубом Граверов, Вашингтонским Сообществом Граверов, Вашингтонским Акварельным Клубом, Сообществом Вашингтонских Художников, Филадельфийским Сообществом Цветной Гравюры и Бостонскими Граверами. С 1973 по 1974 в Национальном Музее Американского Искусства прошла персональная выставка художницы. 

Агнес Уэйнрич родилась в 1873 годув семье немецких эммигрантов. Она поступила в Берлингтонский Институт, закончив его в 1897. Спустя два года она уехала в Германию вместе с отцом, братом и сестрой. Сестра художницы Лена приняла решение стать музыканткой и поступила в Консерваторию Штерна. Агнес в свою очередь решила стать художницей и также стала двигаться в этом направлении.В 1904 сестры вернулись в Америку, где Лена преподавала в музыкальной школе, сменив имя на Хелен, Агнес же занялась живописью в арендованной студии. В 1905 году они переехали в Чикаго. где Агнес поступила в Школу Искусств. В 1909 году сестры возвращаются в Берлин, откуда затем перебираются в Мюнхен. Позднее они совершили путешествие в Рим, Флоренцию и Венецию, а затем в Париж. В этот период у сестер появилось много друзей среди художников и музыкантов. Вскоре Агнес примкнула к группе Граверов Провинстауна. Ранние произведения художницы были довольно консервативными, выполненными в духе академизма. Однако в ее работах, выставленных в 1917 году в Нью-Йоркском Клубе Женщин Художниц, критики отметили «сильное влияние импрессионизма». В свою очередь, гравюру «Коровы Пасутся В дюнах Близ Провинстауна» по праву можно считать абстрактной — в ней коровы и дюны вполне узнаваемы, но не показаны в реалистичной манере. Это не кубизм, а скорее прото-кубизм. Художница также создавала работы в техниках масла на холсте и дереве, пастели, акварели, графита и цветных карандашей. Кроме того, ей нравилось создавать детализированные рисунки. Некоторые произведения художницы, например, «Движение в С Миноре», являются воплощением музыки в цвете. 

В 1925 году Уэйнрич стала ведущей участницей  Нью-Йоркского Сообщества Женщин Художниц вместе с Бланш Лейзел, Эллен Равенскрофт, Люси Л'Энгл и Маргарет Зорач. В группу входили 30 художниц и скульптрисс, проводивших групповые выставки и поставивших своей целью дистанцироваться от традиционалистского искусства,  которого в то время ожидали от женщин.

В 1930 году Уэйнрич организовала выставку в Галерее Глэдис Рузвельт Дик, на которой Граверы Провинстауна были представлены вместе. В выставке также приняли участие Чарльз Демут, Оливер Чаффе, Маргарет и Уильям Зорач,  Джек Творков, Дженис Биала, Найлс Спенсер, Эмброуз Уэбстер и другие.   

Агнес Уэйнрич "Сломанный Забор" - слева сама гравюра, справа - деревянный блок с которого она отпечатана.
Агнес Уэйнрич "Сломанный Забор" - слева сама гравюра, справа - деревянный блок с которого она отпечатана.

    Эдна Бойс Хопкинс родилась в 1972 году. Она поступила в Институт Искусств в Цинциннати, где изучала книжную иллюстрацию, рисунок с натуры, резьбу по дереву и скульптуру. Там она познакомилась с Этель Марс и Мод Сквайр, которые разделяли ее увлечение деревянной гравюрой. Позднее художница переехала в Нью-Йорк, поступив в Институт Пратта, где стала ученицей Эвелин Феннер Шаурман и Артура Лесли Доу. Она изучала искусство рекламы, композицию и акварельную живопись. Ее гравюры основаны на японской формуле нотан, состоящей из трех элементов: балансе света и тени, цвете и линии.

Позднее Хопкинс преподавала традиционные формы искусства и Ар Нуво в Велтинской Школе для девочек. 

«Когда вы будете в деревне, то увидите там дикую морковь, маки, золотистую рожь, астры, чертополох и бабочек. Садитесь и внимательно смотрите на маки, на то, как ветер пригибает их к земле. Рассмотрите все их линии, то как они наклоняются под порывом ветра, как они растут; наблюдайте за ними, когда начинает дуть ветер. Смотрите на зеленый цвет листьев, когда сквозь них светит солнце. Ложитесь на землю и разглядывайте формы между листьями, их очертания на фоне неба. когда с ваших глаз спадет пелена и вы научитесь видеть природу, научитесь коллекционировать впечатления, тогда вы станете великими художниками» — Лекция, прочитанная Изабель Спраг Смит в классе Эдны Бойс Хопкинс.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded