ilkagedo wrote in femart

Category:

Об африканских художницах разных поколений (часть первая).

Тенживе Ники Нкоси Портрет южноафриканской певицы Летты Мбулу.
Тенживе Ники Нкоси Портрет южноафриканской певицы Летты Мбулу.

Несмотря на то, что африканским женщинам как субъектам в культуре и искусстве уделяется незаслуженно мало внимания, женщины в Африке создавали самобытные и разнообразные произведения на протяжении всей истории человечества. Исторически, гончарным делом или керамикой, плетением корзин и циновок, изготовлением украшений из бисера, окрашиванием тканей и декоративной росписью стен домов (например, у народа Ндебеле  в Южной Африке) занимались и занимаются именно женщины. Некоторые мастерицы гончарного дела стали известными, например, Лади Квали м Магдален Одундо. Есть в Африке и другие мастерицы, творчество которых заслуживает не меньшего внимания. 


Ребекка Сандибе родом из Южной Африки. Она занимается изготовлением глиняной посуды, ламп и подсвечников, а также традиционной скульптуры народности Венда. Ребекка — настоящая перфекционистка, поэтому ее работы превосходного качества.

Другая мастерица гончарного дела — Азолина МаМнкубе Нгема создает керамику в своем уникальном стиле, сочетая традиционные мотивы зулусов  современными элементами. Таким образом, она выражает через традиционную для африканской женщины творческую деятельность свой личный опыт, на который повлияли события и перемены, происходящие в современном мире. 

В отличие от предыдущих поколений, создававших керамику для повседневного использования, современные мастерицы делают ее исключительно для арт-рынка. Так, Джабу и Темби Нала, дочери мастерицы Несты Нала пошли по ее стопам, создавая керамику для местной галереи искусств и сотрудничая с коллекционерами.  Джабу и Темби делают сосуды, украшенные рисунками  на злободневные темы. Например, на одгом из сосудов можно видеть рисунки, на тему СПИДа. 

Художница по керамике Хельга Гамбоа никогда не видела традиционную африканскую керамику, пока не начала изучать керамику в Великобритании. Она росла при португальском колониальном режиме и была знакома только с европейской керамикой. «Оглядываясь назад, чтобы двигаться в будущее» Гамбоа создает керамику вручную, без гончарного круга, пользуясь формой из тыквы, но покрывая их глазурью по португальскому образцу. Так же, как и Темби Нала , она помещает на свою керамику рисунки, отражающие проблемы современной Африки. Однако, художница делает это отпечатывая фотографические изображения и добавляя текст. 


http://www.interpretingceramics.com/issue010/articles/09.htm

http://www.interpretingceramics.com/issue010/articles/06.htm

http://www.interpretingceramics.com/issue010/articles/01.htm

Грейс Саломе Квами  была преподавателем изобразительного искусства и работала в разных техниках, но больше всего любила глину. Примечательно, что эта любовь проявилась еще в раннем детстве. Когда Грейс было 4 года, она могла слепить из глины любой фрукт или овощ. В течение всей жизни она создавала скульптуры в натуральную величину, скульптурные портреты, посуду, делала гравюры, занималась текстильным дизайном и вырезала фигурки из тыквы.

Сандра Криель — южноафриканская художница. Ее основные техники -вышивка и ткачество. В своих работах художница выступает против апартеида, женского обрезания и других видов расовой и гендерной дискриминации. Ее работа «Почему вы боитесь?» представляет собой вышивку бисером на бархате и состоит из трех частей,  озаглавленных следующим образом: 1. Мы рождены не для того, чтобы подвергаться насилию и контролю. 2. Мы рождены не для того чтобы подвергать насилию и контролю других. 3. Почему вы боитесь?

Хелен Себиди также родилась в Южной Африке, в Трансваале.  Первой, кто преподавал ей искусство была ее бабушка, которая научила Хелен делать калебасы, расписывать их, строить глинобитные хижины и украшать их стены и полы декоративными росписями. Мать художницы научила ее шить и вышивать. Позднее Хелен изучала живопись и керамику в Йоханнесбурге. Хелен Себиди убеждена, что для художниц/ков, желающих сохранить и передать будущим поколениям в своем творчестве все самобытное  яркое, что есть в их культуре, эти умения чрезвычайно важны.

Сокари Дуглас Кемп — нигерийская скульптрисса, проживающая в Лондоне.  Для создания своих работ она черпает вдохновение как в своих африканских корня, так и из жизни в Великобритании. Ее произведения это, главным образом, металлические скульптуры.

Тереза Муссоке — художница из Уганды. Сначала была самоучкой, затем получила академическое образование в области гравюры и ксилографии. Позднее художница переехала в Кению, где работала учительницей рисования для детей. Работы Терезы Муссоке — по большей части изображают диких животных Африки в полуабстрактной манере, любимые техники — батик, живопись маслом, гравюра на дереве и стенная роспись.

Сени Ава Камара- сенегальская скульптрисса, этнической группы Диола. Создает скульптуры из глины у себя во дворе, обжигая их в печи и выставляя рядом с домом. Ее работы сильно различаются по размерам и могут достигать как 12 дюймов, так и 8 футов. После того как Сени Ава Камара стала выставляться по всему миру, она начала создавать бронзовые копии своих скульптур, поскольку оригиналы из терракоты были слишком хрупкими для перевозки.

Чинве Чуквуого-Рой нигерийская художница и скульптрисса. Первую половину своей жизни провела в Нигерии. С 1975 года жила в Великобритании. В 2002 году стала всего лишь одним из двух нигерийских художников (с Бенедиктом Энвонву), которым было разрешено писать официальные портреты королевы Елизаветы II.  С 1988 года Чинве Чуквуого-Рой профессионально занялась живописью.

Работы художницы — картины, гравюры и скульптуры преимущественно носили фигуративный характер; ею натуралистическая живопись представлена в жанрах портрета, натюрморта и пейзажа. Некоторые её работы отображают чувства отчаяния, страха и устремлённости к лучшему, в их числе: серия работ «Migrants» и «African Slave Trade»

Любайна Химид — танзанийская художница и куратриса, проживающая в Великобритании.  Ее работы посвящены темам культурного наследия и идентичности. Химид была одной из участниц Движения Черного Искусства в 80-е и продолжает создавать активистские работы, выставляясь по всему миру. Она также организовывает выставки, например, выставку «Пять Черных Женщин», в которой вместе с ней приняли участие Sonia Boyce, Claudette Johnson, Houria Niati и Veronica Ryan. В 2017 году Любайна Химид получила премию Тернера — самую престижную премию Великобритании,  и стала самым старшим по возрасту ее лауреатом.

Мэри Эванс - нигерийская художница, живущая в Великобритании и сочетающая в своих работах влияния африканских корней и европейского воспитания. Художница создает гигантские коллажи из бумаги, в которых рассказывает древние истории, которые могут быть причислены к коллективной памяти народа, а сама Эванс — к гриотам.

Пежу Лавиола — художница из Бенина, дочь принцессы Элизабет Олову, первой женщины-бронзолитейщицы в Африке. Лавиола талантлива во многих областях:  она создает бронзовую скульптуру, деревянные гравюры, расписывает ткани и керамику. Вдохновение художница черпает из культурного наследия своих предков — племени йоруба.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded