ilkagedo wrote in femart

Categories:

Парфлеши американских индейцев.


Есть две точки зрения на происхождение названия парфлеша.

Официальная точка зрения:

Слово «парфлеш» французского происхождения. Ученые объясняют это тем, что французы ошибочно принимали конверты из сыромяти за щиты (Parer – парирование, уклон. Fleche - стрела.).

Моя точка зрения:

Слово «парфлеш» немецкого происхождения, Paar - пара, Fleisch - мясо. «Пара» - потому, что парфлеши изготовлялись только парами, а «мясо» - потому, что в них как правило хранили сушеное мясо пеммикан. На мой взгляд, так более логично. К тому же известно и то, что парфлеши обычно перевозились не на боевых горячих скакунах, а на вьючных животных, как правило, с женщиной в седле.

Предполагаю, что это слово впервые появилось благодаря одному немецкоязычному художнику, сопровождавшему экспедицию принца Максимилиана по Прериям в 1832-1834 годах. Я говорю о Карле Бодмере.

Парфлеши изготовляли из куска цельной толстой сыромятной кожи и всегда делались парами. Они были одинакового размера, одинаково симметрично раскрашены. Парфлеши как правило скреплялись между собой ремнями привязывались к женскому седлу и свисали с обоих боков лошади. Парфлеши также могли привязываться к травуа (два длинных скрещенных шеста на спине у лошади, к которым обычно привязывалась различная поклажа).

Парфлеш также являлся символом крепких семейных уз, и когда парфлеш по воле случая оставался один, или когда пара парфлешей приходила в негодность, то их отдавали тем, кто нуждался в подошве на мокасины, ремне и прочих вещах из толстой сыромятины.

Кроу пропитывали кожу со стороны мездры водонепроницаемым клеем сделанным из вываренного бобрового хвоста. Именно эта сторона являлась наружной.

Иногда в такой клей добавляли белую глину, что служило отличной грунтовкой перед предстоящей живописью. Внутренняя сторона пропитывалась охрой. Охра служила хорошим антисептиком, к тому же она отпугивала всевозможных насекомых.

После пропитки кожи женщины, а именно они являлись традиционными художниками по росписи на парфлешах, рисовали с помощью специальных палочек, выточенных из полых костей бизона символические рисунки. Как правило, это были ромбы - символы жизненного благополучия, треугольники с квадратами внутри символизировали священный дом бизона, а разделенные на части линии являлись символами бизоньих троп. Также встречались фигуры, напоминающие форму песочных часов.

Как правило, роспись на парфлешах, не смотря на канон, была индивидуальной для каждой семьи. Орнаменты и сочетания цветов, могли приходить во сне, также они могли придумываться.

Как я уже говорил, орнаменты на парфлешах были симметричными. Кроу и Шошоны придерживались отчетливой геометричности, в противоположность сочетанию прямоугольных и округлых форм у других племён. В этих росписях прослеживался так называемый «лошадиный орнамент». Орнаменты парфлешей Кроу, как и у Шошонов состояли из четырёх основных цветов (по убывающей):

1. Зеленого.

2. Желтого.

3. Красного.

2. Голубого.

Как правило, голубой приходился на небольшие детали, черный цвет использовался лишь как тонкие линии, разделяющие цветовые плоскости.

В типи парфлеш использовался, как мебель, в них хранился не только пеммикан, но и одежда. Также, парфлеш брал на себя функцию груза, придавливающего край полога во избежание сквозняка. Красивые парфлеши придавали уют и украшали интерьер типи, они были отличным подарком для молодоженов. Парфлеши было принято дарить на праздничные церемонии раздачи подарков.

Парфлеши Кроу.
Парфлеши шошонов.
Парфлеши ассинибойн.
Парфлеши провантров.
Парфлеши лакота.
Парфлеши мандан или хидатса.
Парфлеши черноногих.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded