syn-snow (syn_snow) wrote in femart,
syn-snow
syn_snow
femart

Categories:

Вера Вильковиская (1890 - 1944), живопись и графика

Оригинал взят у verapapkova в Вера Вильковиская (1890 - 1944), живопись и графика
С 7 сентября, когда состоялся вернисаж этой выставки, прошло уже две недели, а я все никак о ней не напишу. Оказывается, это трудно, судить о художественных качествах портретов, с которых на тебя смотрят члены твоей семьи!

Автопортрет. 1924.jpg
Вера Вильковиская. Автопортрет

В конце концов, я поняла, что и не буду пытаться включать искусствоведа.

21371015_1908330949183935_2332621510031901661_n.jpg
Вера Вильковиская. Автопортрет в технике ксилографии и доска, с которой сделан оттиск

Эта выставка - безусловно, значительное событие в художественной жизни.

_IMG_1177.jpg

_IMG_1318.jpg

Автопортрет. 1910-е.jpg

_IMG_1271.jpg

_IMG_1193.jpg
Вера Вильковиская. Автопортреты разных лет

Но для меня это большое событие в моей собственной жизни, и пусть это так и остается - я покажу здесь, в основном, портреты членов моей семьи. А все мои фото с выставки можно посмотреть тут.

21463318_1466047836812805_5970149368346153955_n.jpg
Семья Вильковиских. Слева направо,
стоят: Вера Эммануиловна (художница), Степан Эммануилович
сидят: Фаина Эммануиловна, Эммануил Яковлевич (мой прадед), Вера Николаевна (урожденная Арбузова, моя прабабушка, в честь которой меня зовут Верой), Надежда Степановна Арбузова (моя прапрабабушка), Николай Эммануилович
в самом нижнем ряду: Яков Эммануилович, Екатерина Эммануиловна (моя бабушка)


Художница Вера Эммануиловна Вильковиская - старшая сестра моей бабушки, Екатерины Эммануиловны Вильковиской.

1909 .jpg
Вера Вильковиская, студентка Казанского художественного училища

Поэтому я с благодарностью воспользуюсь текстом, которым сопроводили выставку специалисты Галеев-галереи:

__IMG_1307.jpg
Портрет сестры художницы Екатерины Эммануиловны (моей бабушки)

"Пик известности Вильковиской как художника-гравера приходится на 1925 год, когда состоялась ее единственная персональная выставка. Это была вторая из серии выставок в Казанском музее, посвященных мастерам современной русской графики. На протяжении 1924 - 1929 гг усилиями двух энтузиастов, Петра Дульского и Петра Корнилова, в Казани происходили исторически значимые события художественной жизни. Около 30 выставок известных художников от Фаворского до Юона и столько же иллюстрированных каталогов с текстами ведущих знатоков от Сидорова до Эттингера вознесли графику на новую ступень понимания жанра.

__IMG_1249.jpg

_IMG_1196.jpg

_IMG_1246.jpg
Портреты матери художницы, Веры Николаевны Вильковиской (моей прабабушки)

_IMG_1199.jpg
Портреты матери художницы, Веры Николаевны Вильковиской (моей прабабушки) и автопортрет

Творчество художника в послереволюционную эпоху, губительную для одних и благотворную для других, всегда таит в себе драматический стержень. Вера Вильковиская, как и многие ее современники, не избежала внутренних и внешних коллизий, повлиявших на ее развитие, как художника. Девушка дворянского происхождения, талантливая ученица Николая Фешина - казалось, судьба предопределила ей путь живописца. Ее ранние опыты свидетельствуют о влиянии учителя, неизбежном для любого ученика.

_IMG_1179.jpg

_IMG_1191.jpg

1920-е.jpg

_IMG_1194.jpg
Портреты отца художницы, Эммануила Яковлевича Вильковиского (моего прадеда)

Одним из постепенно складывавшегося круга друзей и единомышленников был соученик Веры Эммануиловны по фешинской мастерской Николай Чеботарев, будущий глава казанских "левых".

_IMG_1334.jpg
Портрет Николая Чеботарева

Общение с ним и его женой Александрой Платуновой определило для Веры новые задачи в искусстве. В 1920 она вошла в состав только что созданного объединения "Всадник", сразу обозначившего себя как "графический коллектив". "Всадник" с самого начала взял курс на эстетизацию графики как искусства нового времени; с ручной печатью гравюрных папок-сюит; с авангардным подходом к книжной культуре и оформительству; с манифестациями, декларациями и выставочными акциями.

_IMG_1184.jpg

_IMG_1195.jpg

_IMG_1245.jpg

_IMG_1255.jpg
Портреты бабушки художницы, Надежды Степановны Арбузовой (моей прапрабабушки)

Вера работала в различных гравюрных техниках - офорте, линогравюре, литографии и, особенно плодотворно, в ксилографии.Основным ее жанром был портрет, ее работы украсили два из четырех альманахов "Всадника". Портрет оказался именно той сферой ее интересов, которая была поддержана ведущими художественными критиками. Петр Дульский в своем обзоре в московском издании "Гравюра и книга" (1925) выделяет Вильковискую как лучшую среди ксилографов Казани. Владимир Адарюков включил художника в свой "Словарь современных русских граверов", а Всеволод Воинов предложил Вере участие в эпохальной выставке "Русская ксилография за 10 лет (1917 - 1927)", состоявшейся в Русском музее.

_IMG_1183.jpg
Портрет брата художницы Якова Эммануиловича

Разгон не только АРХУМАСА, но и всего казанского левого фронта в целом (1926), вынудил Веру переехать в Москву, где она так и не нашла тех возможностей, которые позволили бы раскрыться ее потенциалу. Ее жизнь в Москве, скромная и внешне неприметная, была внутренне напряженной. Она преподавала рисование детям в школах, занималась с дилетантами-любителями в Доме учителя Таганского района. Изредка навещала на Николиной Горе свою подругу по Казани Надежду Сапожникову, в прошлом модель блистательных портретов Фешина. В августе 1941 в обстановке хаоса и паники она приняла решение вернуться в Казань, где и умерла в 1944 от голода и болезней.

_IMG_1231.jpg
Портрет брата художницы Николая Эммануиловича

Выставка Веры Вильковиской стала возможной благодаря бережному отношению к немногим ее сохранившимся работам ее наследников, родственников, проживающих сейчас в Москве, Казани, Алма-Ате и Торонто. Почти все живописные холсты и графические произведения усилиями реставраторов были приведены в экспозиционное состояние, позволяющее судить о творчестве художника. Работы Вильковиской представлены и в крупных музейных собраниях страны - ГРМ, ГМИИ им. Пушкина, ГМИИ РТ, а также в частных собраниях Москвы."

_IMG_1263.jpg

_IMG_1321.jpg

_IMG_1331.jpg
Портреты брата художницы Степана Эммануиловича

Материал в "Ведомостях", посвященный выставке, озаглавлен Вера Вильковиская – талантливая художница, которую не пощадил советский ХХ век - и с этой трактовкой нельзя не согласиться.

_IMG_1182 (1).jpg

Мне самой трудно увидеть портретную галерею Веры отстраненным непредвзятым взглядом, потому что я знаю, кто эти люди, знаю, какие судьбы стоят за этими лицами, как трагически многие из них сложились.

_IMG_1170.jpg

Мой тонко чувствующий друг после посещения выставки отметил нечто, некое общее состояние, объединяющее все портретные образы - предчувствие беды. Как показала история, предчувствие сбывшееся.

_IMG_1187.jpg

Я благодарю и поздравляю Галеев-галерею и лично Ильдара Галеева с введением в отечественный художественный контекст имени Веры Вильковиской.

_IMG_1241.jpg

Не сомневаюсь, что это будет иметь серьезный резонанс и отклик.

_IMG_1243.jpg

Не могу не выразить восхищения и благодарности дорогой Наталье Вильковиской, без чьей энергии, упорства и любви не состоялась бы ни эта выставка, ни это открытие!

_IMG_1206.jpg

Видеорепортаж с вернисажа выставки 7 сентября 2017.



Выставка будет работать до 8 декабря 2017 года.
Галеев-галерея находится по адресу Большой Козихинский пер., 19/6, вход с Большого Козихинского в арку дома 17.


Tags: 19 век, 20 век, Россия, ХIХ век, ХХ век, гравюра, графика, дореволюционная Россия, художницы
Subscribe

  • Бабушка Мозес

    Анна Мэри Робертсон-Мозес, более известная как Бабушка Мозес (7 сентября 1860 — 13 декабря 1961) — одна из главных представителей…

  • Бетье Саар

    Бетье Саар - афроамериканская художница, наиболее известная своими работами в технике ассамбляжа. Из статьи о миланской выставке Саар:…

  • Ана Мендьета

    Ана Мария Мендьета (18 ноября 1948 — 8 сентября 1985) — американская художница кубинского происхождения. Сквозная тема её политически…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments