freya_victoria (freya_victoria) wrote in femart,
freya_victoria
freya_victoria
femart

Categories:

София Левицкая


"Поцелуй". Гравюра на дереве. 1928 год.
 Классическая иллюзия двойственного изображения, в котором лицо на переднем плане может принадлежать либо мужчине, либо женщине, в зависимости от интерпретации образа.

Погуглила про художницу, о которой раньше ничего не знала - ну и судьба...
Вот отрывок из довольно обстоятельной статьи о Софии Левицкой. Правда, в этом тексте некоторые мрачные стороны жизни художницы не упоминаются, например, почему же не сложился первый брак и чем закончилась романтическая идиллия с Жаном Маршаном.

"София Левицкая родилась 3 марта 1874 года в Вильховцах на Житомирщине. Довольно поздно заинтересовавшись рисунком, с 1894 года она проходит годичное обучение в частной художественной школе Казановских в Житомире. Брак с врачом Юстином Маниловским оказался неудачным. Не изведав семейного счастья, молодая женщина с маленькой дочкой Ольгой на руках переезжает в Киев, окунаясь в творческую атмосферу города, а затем в 1905 году - в Париж!
Учеба в Парижской академии искусств - первая ступенька парижской жизни и, наверное, решающая на пути творческого успеха художницы. Жизнь ее на богемном Монпарнасе протекает в атмосфере творческих поисков молодежи, которая бунтует против догматизма консерваторов и традиционалистов, провозглашает и творит новую модернизированную эстетику искусства ХХ века. Главным средством экспрессии выступает цвет.
В условиях поисков новых средств выражения и формирования новых модернистских течений и направлений, сопровождаемых громкими полемиками и скандалами, художнице с Украины удается избежать влияний и наследования стилей и найти свой собственный, оригинальный, удивляя изысканную французскую критику очень личностным, почти инстинктивным взглядом на вещи, деликатностью творческого письма, редкостным чувством художественного вкуса и тонким пониманием природы мира. Она участвует в выставках, ее работы сразу отмечены пристальным вниманием.
Вскоре София Левицкая становится членом комитета Осеннего Салона, что есть великим достижением для чужеземца в Париже, признанием его огромного таланта. На первой выставке кубистов в Осеннем Салоне 1911 года работы Софии Левицкой высоко оценивает сам Гийом Аполлинер, на второй сборной выставке кубистов 1912 года ее картины представлены рядом с работами Александра Архипенко. С очень позитивными отзывами проходит первая индивидуальная выставка художницы в галерее Б.Вайгля в 1913 году.
Радости и невзгоды парижской жизни София делит теперь с новым спутником жизни художником Жаном Маршаном. Их скромный семейный очаг на улице Коленкур становится своеобразным творческим салоном, где каждый четверг собираются многие парижские знаменитости. Имея скудные доходы от творческого труда, хозяйка с истинно украинской щедростью старается принять своих гостей.
1921 год открыл еще одну грань таланта Софии Левицкой: вместе с поэтом Роже Алляром она переводит на французский «Вечера на хуторе близ Диканьки» и иллюстрирует с неисчерпаемой фантазией и искрометным юмором бессмертное сочинение Николая Гоголя. Художником была разносторонним, рисовала портреты (именно они гарантировали ей кое-какие заработки), пейзажи, декоративные проекты для тканей и ковров, макеты для лионских фабрик шелка. Любимыми цветами были зеленый, охра и голубой. Но особенного мастерства достигла в гравюре на дереве, что засвидетельствовал гоголевский цикл, а также иллюстрации к «Истории святого Людовика» Жана де Жуанвиля, которые своим совершенством и филигранностью исполнения, изысканным стилем напоминают старинные гравюры.
Критики отметили врожденный дар художницы к элегантной стилизации, который особенно оригинально был использован при оформлении поэмы Поля Валери «Ле Серпан». Блестящее библиофильское издание тиражом всего 250 экземпляров увидело свет в 1925 году и вызвало восторг ценителей и самого автора: «Не можем себе представить ничего более созвучного сочинению, ничто не может более дискретно подчеркнуть его идею, как эти декоративные помыслы - такие произвольные и в то же время такие точные. Склоняю голову перед исключительным талантом госпожи Сони Левицкой». А в письме к Эмилю Верхарну Валери писал о ней: «Я счастлив, что имел возможность встретить человека наивысшего качества».
Исключительность таланта нашей соотечественницы подтвердили и иллюстрации к люкс-изданию «Ле Жардине» Годфруа де Люша, к «Альмана де Кокань», оформление «Ревю мюзикаль», «Трезор де ля библиотек», афиши к Осеннему Салону.
В 1932 году работы Софии Левицкой экспонируются на выставках украинской графики в Берлине и Праге, а также на выставке современной графики во Львове… Это были последние отблески прижизненного триумфа таланта великой художницы: неизлечимая болезнь начала свой разрушительный необратимый путь…
В 1938 году Товарищество приятелей Софии Левицкой устроило посмертные выставки ее работ в галерее А.Самбона. Вот один из многочисленных откликов парижской прессы на эти события: «С.Левицкая умерла в Париже в 1937 году. Это ранимый художник, полный фантазии, могущественный и нежный талант, сумевший оставить свое собственное лицо во Франции» (Мадлен Дайо)."


Информация из другого источника дополняет картину.
Оказывается, Софию Левицкую выдали замуж в 19 лет, и муж оказался горьким пьяницем. Дочь Ольга оказалась умственно отсталой (вероятно, последствия его пьянства). Не выдержав издевательств мужа, София с ребенком вернулась в дом родителей. В Париж она отправилась уже сама, оставив девочку на попечение киевских родственников, когда та немного подросла.
А вот как вышло, что на старости лет Левицкая осталась одна. После революции киевская родня оказалась не в состоянии содержать умственно отсталую Ольгу, и ее отправили к матери. София Левицкая пыталась лечить дочь, водила ее по профессорам, но тщетно. Маршан не выдержал присутствия больной девушки и бросил Софию, с которой прожил до того около 20 лет - эти проблемы были ему не нужны.
Со временем под воздействием этих личных трагеди у Софии Левицкой развилось тяжелое психическое заболевание, и умерла она от нервного истощения. Вот такая судьба...
Tags: 20 век, Европа, Украина, Франция, судьба женщины, художницы
Subscribe

  • Бабушка Мозес

    Анна Мэри Робертсон-Мозес, более известная как Бабушка Мозес (7 сентября 1860 — 13 декабря 1961) — одна из главных представителей…

  • Бетье Саар

    Бетье Саар - афроамериканская художница, наиболее известная своими работами в технике ассамбляжа. Из статьи о миланской выставке Саар:…

  • Ана Мендьета

    Ана Мария Мендьета (18 ноября 1948 — 8 сентября 1985) — американская художница кубинского происхождения. Сквозная тема её политически…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments