freya_victoria (freya_victoria) wrote in femart,
freya_victoria
freya_victoria
femart

Categories:

ЖЗЛ (ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИМЕНИ МАРИИ РАЕВСКОЙ-ИВАНОВОЙ.)

Originally posted by parashutov at ЖЗЛ (ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИМЕНИ МАРИИ РАЕВСКОЙ-ИВАНОВОЙ.)
Пять лет назад я делал небольшой материал о Марии Раевской-Ивановой, которую историки считают первой русской профессиональной, то есть дипломированной, художницей. Впрочем, до сих пор идут споры о «пальме первенства», и во многих источниках называют другое имя первой профессиональной художницы - Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной (1825-1867). Понимаю, что этот вопрос – тема для отдельного исследования, поэтому вернусь к личности самой Раевской-Ивановой.
Поводом еще раз написать о художнице послужило то, что недавно я получил замечательный подарок от Марка Романченко, который многие годы занимается коллекционированием и антикварным бизнесом. В его коллекции оказалась картина кисти Раевской-Ивановой, доставшаяся по наследству. Примечательно, что это, к тому же, предположительно автопортрет художницы. Как написал мне Марк, "картина сразу поразила меня своим теплом и энергией". Марк с радостью поделился со мной фотографиями этой картины (за что ему огромная благодарность!!!), а я, в свою очередь, представляю эту картину вам.
К тому же, за прошедшие пять лет в интернете появилось несколько новых статей и материалов о художнице. Главу, посвященную Раевской-Ивановой, написал в своей книге «100 знаменитых харьковчан» Владислав Карнацевич, большая статья «Не ради благодарности потомков...», приуроченная 100-летию со дня смерти художницы, помещена на сайте «ХайВей» блогером под ником «Бах». Приятно, что в этой статье цитируется и мое предисловие к первому материалу о Раевской-Ивановой! ))) Вот я и решил еще раз «пробежаться» по биографии художницы, дополнив ее теми сведениями, фактами и событиями, которые вычитал в вышеназванных источниках. Замечу, что упоминание некоторых имен и событий в этих статьях не подтверждено документально и требует дополнительных исследований. Но, как сказали бы в родном городе художницы – Харькове: «За шо купив – за те i продаю»! ))

Мария Дмитриевна Раевская-Иванова

1840, с. Гавриловка, Изюмский уезд, Харьковская губерния – декабрь 1912, Харьков



Раевская–Иванова Мария Дмитриевна (1840-1912) Автопортрет с моделью. 1882 г.

Украинский живописец и педагог, первая женщина в Российской империи, которой Петербургская Академия художеств в 1868 году выдала диплом и присвоила звание классного художника.




О родственниках

Мария родилась в селе Гавриловка (ныне Барвенковский район Харьковской области) в зажиточной семье крупных помещиков-землевладельцев дворянского происхождения. Увы, о ее родителях ничего не известно, не указано нигде – были ли у нее братья и сестры (многодетность ведь была обычным делом для семей того времени). Но зато есть упоминания о родственниках Марии, предполагаю, что по линии матери, хотя ее девичья фамилия тоже неизвестна! Зато известно, что родственниками Ивановых были дворянские семьи Антоновых и Данилевских, которые жили в своих фамильных усадьбах в том же Изюмском уезде.
Попытаемся проследить эту родословную связь.
Дядями будущей художницы были занимавшие в разные годы пост предводителя дворянства в городе Изюм родные братья Андрей Андреевич (1824-?) и Митрофан Андреевич (1834-?) Антоновы. Они избирались уездными предводителями в 1858-1861 и 1876-1888 годах соответственно. Они были сыновьями титулярного советника Андрея Даниловича Антонова и Анны Ивановны Данилевской. Последняя доводилась родной теткой известному русскому писателю Григорию Петровичу Данилевскому (1829-1890), автору таких романов, как «Девятый вал» (1874), «Мирович» (1879), «Княжна Тараканова» (1883) и «Сожженная Москва» (1886).



Григорий Петрович Данилевский

Кстати, младший брат Григория - Петр Петрович Данилевский (?-1862) имел большие способности к живописи и был товарищем известного русского живописца польского происхождения Генриха Ипполитовича Семирадского (1843-1902), вероятно, во время учебы художника в Харькове. То есть среди родственников будущей художницы были писатели и художники.
Братом названных Данилевских, предполагаю, что двоюродным, считается также художник Андрей Иванович Данилевский (1847-1914). Андрей Иванович с 1870 по 1877 год учился в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, получив за годы учебы две малые серебряные медали (1873, 1874) и большую серебряную медаль (1874). 31 октября 1877 года Данилевский получил звание классного художника II степени за дипломную работу «Адам и Ева находят убитого Авеля». С 1884 года работал преподавателем Харьковского института благородных девиц. С 1888 по 1914 год художник преподавал черчение в Харьковском технологическом институте, а также рисование в Харьковском городском ремесленном училище (1909-1911), частной мужской гимназии Ракушана (1909) и частной гимназии Давиденко (1910). Коллежский асессор Данилевский с 1889 года состоял членом Харьковского общества любителей изящных искусств. Кисти художника принадлежат 29 икон главного иконостаса Собора Благовещения Пресвятой Богородицы в Харькове. К этому Данилевскому я еще вернусь в рассказе, поскольку дядя Марии Раевской-Ивановой фигурирует в ее биографии.

Заграница

Итак, Маша Иванова получила приличное домашнее образование. Особенно ей нравились литература и рисование. Но уже в ранней юности девушка понимала, что профессионально заняться живописью она не сможет, поскольку женщин в России в то время не принимали учиться в Академии художеств. Но, благодаря обеспеченной семье Мария могла позволить себе поехать получать образование за границей.
В 1863 году Иванова отправилась в Европу. Поскольку девушке было всего 23 года, и это была середина XIX века, то логично напрашивается вопрос – отправилась Мария учиться с какой-нибудь компаньонкой или под присмотром кого-то из родителей или родственников. Но на этот вопрос ответа нет…
Известно, что Иванова изучала немецкий язык и литературу в Дрезденском университете, лингвистику, историю, зоологию и геологию при Миланской академии наук, слушала лекции в Сорбонне и Карловом университете в Праге, посещала курсы археологии, этнографии и истории искусств. Но больше всего Мария хотела научиться рисовать.

Поэтому во время учебы в Дрездене девушка стала учиться в частной студии живописи у профессора Академии художеств, живописца исторических картин и портретиста Карла Людвига Адольфа Эргардта (Karl Ludwig Adolf Ehrhardt, 21 ноября 1813 - 19 ноября 1899). Сам Эргардт учился в берлинской Академии художеств, а с 1832 года в Академии Дюссельдорфа у Карла Фердинанда Зона (Karl Ferdinand Sohn, 10 декабря 1805 – 25 ноября 1867) и известного «назарейца» Фридриха Вильгельма фон Шадова (Friedrich Wilhelm von Schadow, 6 сентября 1788 - 19 марта 1862). В 1838 году Эргардт переехал в Дрезден, украшал стенными картинами тронный и бальный зал королевского дворца, а в 1846 году был назначен профессором местной академии. Художник писал портреты и картины на религиозные, исторические и романтические сюжеты.

Иванова была ученицей любознательной и желающей всё постичь и всему научиться. Поэтому она также с интересом училась фресковой технике и живописи «аля-фреска» в мастерской у профессора Антона Дитриха (Anton Dietrich, 27 мая 1833 - 4 августа 1904). Дитрих в 14 лет поступил в дрезденскую Академию художеств на скульптурное отделение к профессору Эрнсту Юлиусу Хенелю (Ernst Julius Hähnel, 9 марта 1811 - 22 мая 1891). В 1848 году он уже дебютировал на выставке в Академии и в том же году стал студентом художника Эдуарда Бендемана (Eduard Julius Friedrich Bendemann, 3 декабря 1811 - 27 декабря 1889). Через некоторое время Антон вместе со своим сокурсником Кристианом Людвигом Леонардом Геем (Christian Ludwig Leonhard Gey, 27 июня 1838 – 20 сентября 1894) перешел учиться в мастерскую живописца-романтика, профессора Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда (Julius Schnorr von Carolsfeld, 26 марта 1794 - 24 мая 1872). После окончания Академии Дитрих не смог зарабатывать себе на жизнь в качестве свободного художника, поэтому ему пришлось работать иллюстратором для различных издательств и арт-дилеров. Узнав о живописце фресок Карле фон Бинцере (Karl von Binzer, 1824-1902), Дитрих переехал в Веймар. Там он и учился настенной живописи, которая станет основной темой его творчества. Первая же его большая работа была представлена на академической выставке и принесла Антону стипендию Академии для продолжения учебы. Благодаря этой финансовой поддержке, Дитрих в 1859-1860 годах учился в Дюссельдорфе, оттуда совершил большое путешествие по Италии, посетив Венецию, Рим и Неаполь, по пути домой остановился на несколько недель в Мюнхене и вернулся в Дрезден в 1865 году. В Дрездене Дитрих основал собственную студию, стал выполнять заказы на росписи и преподавать ученикам методику фресковой живописи. Позже художник был приглашен преподавать в Высшей школе графики и книжного искусства в Лейпциге, переехал в этот город, где и умер 4 августа 1904 года в возрасте 71 лет.
К вышеназванным педагогам Ивановой добавлю еще и скульптора Кирхгода, о котором не нашел никакой информации, и у которого Мария брала частные уроки лепки.

Императорская Академия художеств

Пять лет учебы, насыщенные занятиями и путешествиями, пролетели быстро, и в 1868 году Мария Дмитриевна вернулась в Россию, прекрасно зная основы теории и практики живописи. Молодая художница мечтала открыть в родном городе собственную школу живописи, но для этого не хватало «маленького пустячка» - диплома классного художника хоть какой-нибудь степени, которые выдавались выпускникам Академии.
И тогда Иванова решилась на дерзкий поступок – в том же 1868 году она отправилась в Санкт-Петербург, пришла в Академию художеств и написала заявление о желании сдать экстерном экзамены для получения диплома художника. Администрация Академии посчитала желание и уверенность девушки почти наглостью. Нет, Устав Академии вроде не запрещал сдавать экзамены и получать диплом женщинам, но до Ивановой таких прецедентов не было. Чтобы экстерном, и сразу диплом! В качестве дипломных работ Мария Дмитриевна представила картины «Смерть крестьянина в Малороссии» (1868), «Девушку у плетня» и «Автопортрет» (1866). Впрочем, комиссия вначале не поверила, что художница сама написала эти работы. Пришлось отправлять за подтверждением запрос в Дрезден, и только после получения положительного ответа девушку допустили к экзаменам.
Сначала девушка сдала экзаменационной комиссии устный экзамен по теории, который, как пишут исследователи, был проведен «с пристрастием». Интересно было бы узнать, кто из мэтров нашей живописи того времени входил в эту комиссию… А затем академики осмотрели дипломные работы, обсудили их и пришли к выводу, что Иванова получила в Германии хорошую профессиональную подготовку. Таким образом, экзамен был сдан успешно, и 15 сентября 1868 года Мария Дмитриевна Иванова первой в России из женщин получила диплом и звание свободного художника.
Владислав Карнацевич в своей книге пишет об этом так:
Чиновник канцелярии Петербургской Академии художеств протянул стоящей перед ним молодой женщине документ о присвоении ей звания художника.
«Какие права это мне дает?» – поинтересовалась посетительница.
«Носить мундир», – по привычке ответил канцелярист.
Правда, Карнацевич уточняет, что этот эпизод рассказан автором статей о художнице М. Гавриловой, и вполне возможно, что он выдуман самой Гавриловой.
На самом деле Мария Дмитриевна Иванова отлично знала, зачем ей диплом Академии. Она собиралась открыть в Харькове частную художественную школу, в которой жители города и окрестностей могли бы получить начальное художественное образование. Тем более, у молодой художницы был достойный пример для подражания в лице известного украинского педагога и просветителя, директора харьковской воскресной школы Христины Даниловны Алчевской (4 (16) апреля 1843 - 15 августа 1920), с которой Мария познакомилась, сдавая еще школьные экзамены.



Христина Алчевская в юности
Фотопортрет работы В. Досекина

Школа в Харькове

В начале 1869 года Мария Иванова вернулась в Харьков и сразу же занялась вопросами организации школы. Вместе с матерью Мария делала визиты к известным меценатам и властям города, убеждая их в нужности и необходимости задуманного ею проекта. Губернатор отсылал ее к найденному попечителю, тот – в Городскую думу за распоряжениями и указами. Когда разрешение на открытие нового учебного заведения было получено, Иванова заняла у матери 500 рублей, поместила в «Харьковских ведомостях» объявление об открытии общедоступной частной «Школы рисования и живописи» и арендовала три маленькие комнаты в доме Карповой в Шляпном переулке. В исследованиях о жизни художницы упоминается, что первым учеником ее школы стал жандармский капитан Маслов. Интересно было бы узнать о его судьбе, и о том, пригодились ли ему уроки рисования!

Датой открытия школы считается 21 февраля 1869 года, в этом же году Иванова в целях популяризации открытой школы организовала свою первую выставку. В правилах заведения было указано, что малоимущих учеников принимали бесплатно, а богатые должны были заплатить за годовой курс обучения 12 рублей. Но, поскольку содержание школы составляло 1500 рублей в год, то приходилось необходимые суммы на пособия, материалы, оплату педагогов и аренду помещения собирать на благотворительных вечера и в виде частных пожертвований.
Историки утверждают, что профиль школы не был узкоспециализированным, исходя из целей, с которыми приходили туда ученики.
Одни хотели хорошо подготовиться к поступлению в высшие художественные школы (ту же Академию художеств), другие получали знания по живописи, поскольку были увлечены рисованием, но считали это увлечение своим хобби. Но основной контингент учеников приходил к Ивановой, чтобы получить профессию, связанную с прикладными искусствами и образованием. Так в школе Марии Дмитриевны учили будущих иконописцев и граверов, литографов и ретушеров, учили иллюстрировать книги и заниматься, как сказали ли бы сегодня, дизайном квартир, пропагандировали возрождение древних народных промыслов, обучая расписывать посуду и выжигать по дереву. Кроме того, выпускники школы могли работать учителями рисования и черчения в школах и гимназиях. Популяризации декоративно-прикладного искусства Мария Дмитриевна уделяла особое внимание, видя в этом одну из главных целей своей школы.

Словом и делом

Общеизвестно, что на первых порах Марии Дмитриевне помогал советами известный писатель и просветитель Дмитрий Васильевич Григорович (19 марта (31 марта) 1822 — 22 декабря 1899 (3 января 1900)).



Крамской Иван Николаевич (1837-1887) Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича. 1876 Третьяковская галерея, Москва

Вы спросите, какое отношение имел прозаик и переводчик Григорович к живописи? Отвечаю – непосредственное! Он был не только знатоком скульптуры и живописи и страстным коллекционером, но и неплохо рисовал. Листая биографию писателя, можно прочесть, что в 1836 году Дмитрий поступил в Санкт-Петербургское Главное инженерное училище, где познакомился с Ф. М. Достоевским, но, не имея привязанности к точным наукам и не увлеченный дальнейшей карьерой офицера, в 1840 году Григорович бросает училище и поступает в Академию художеств. О годах, проведенных в Академии, мало что известно, кроме того, что Дмитрий довольно близко сдружился с Тарасом Шевченко, учившимся в Академии с 1838 года у самого Брюллова. В 1842 году Григорович, не доучившись (причина, увы, мне неизвестна!), покидает Академию, определяется на службу в Дирекцию императорских театров и начинает заниматься литературной деятельностью. А вот с 1864 года писатель избирается секретарем Общества поощрения художников, он занимал этот пост около двадцати лет, оставив литературное творчество, к которому вернулся лишь в 1883 году, написав известную всем повесть «Гуттаперчевый мальчик» и переведя повесть Проспера Мериме «Этрусская ваза».
Так вот, этот самый Григорович первые несколько лет «опекал» Иванову и ее школу. Исследователи пишут, что на выставке в Париже, где Григорович и Иванова встретились (или поехали туда специально), секретарь Общества поощрения художников консультировал директора новой школы, знакомил ее с требованиями, предъявляемыми к рисовальной школе, и с примерами лучших школ Европы.

Неизвестно, в каком году Иванова еще раз побывала в Германии, но известно, что в Нюрнберге своей коллеге очень помог идеями и методами немецкий исторический живописец и скульптор, профессор Август фон Крелинг (August von Kreling, 23 мая 1819 - 22 апреля 1876), возглавлявший и преподававший в Нюрнбергском художественном училище.



Portrait von Dr. August von Kreling 1875 г.

Получивший начальное образование в Ганновере, Крелинг с 1836 года учился в Академии Мюнхена - несколько лет скульптуре, а затем – живописи. В 1853 году художник был назначен директором училища в Нюрнберге, и занимал эту должность до конца своей жизни.
Оказывали Школе живописи Раевской-Ивановой и известные живописцы - передвижники.
Учебными пособиями, иногда в виде собственных рисунков и этюдов, со школой делились бывший харьковчанин Генрих Семирадский, Григорий Григорьевич Мясоедов (7 (19) апреля 1834 - 18 (31) декабря 1911), Иван Иванович Шишкин (13 января 1832 - 8 марта 1898) и Ивн Николаевич Крамской (27 мая (8 июня) 1837 - 24 марта (5 апреля) 1887). Музыкальный и художественный критик, историк искусств Владимир Васильевич Стасов (2 (14) января 1824 - 10 (23) октября 1906) положительно отзывался о школе и даже прислал ей в дар свою книгу «Славянский и восточный орнамент».

Семья

В организации работы школы Марии Дмитриевне помогали и известные в Харькове педагоги и общественные деятели. Одним из первых преподавателей школы, учителем черчения, стал педагог Харьковского университета, общественный деятель по вопросам народного просвещения Сергей Александрович Раевский (1844-1940). Между педагогом и художницей быстро возник роман, и в 1870 году он женился на Марии Ивановой.



Фотограф Алексей Михайлович Иваницкий С.А.Раевский Харьков 1900-1903 гг.

О Сергее Раевском известно, в основном, из статьи в словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в 1890-1907 годах, когда он был еще жив. Умер Раевский в 1940 году, пережив жену почти на тридцать лет. Все сведения о нем заключаются в информации, что родился Сергей Александрович в 1844 году, окончил Харьковский университет, состоял окружным инспектором Харьковского учебного округа, а в 1906-1908 годах его попечителем. С первого дня открытия в 1869 году в Харькове Общества грамотности Раевский сотрудничал с ним, организовывал народные чтения в городе и в уездных городах и селах Харьковской губернии, был бессменным председателем комиссии по организации этих чтений. Принимал также участие в работе Общества исправительных приютов. В школе своей супруги Сергей Александрович работал до дня ее реформирования. В 1919 году Раевский был избран депутатом Харьковской городской думы от партии кадетов.



Фотограф Алексей Михайлович Иваницкий Семья Раевских Харьков 1900-1903 гг.

В 1872 году Мария Дмитриевна родила сына Сергея, ставшего впоследствии учёным и конструктором паровозов.
Александр Сергеевич Раевский (23 января (4 февраля) 1872 – 23 июня 1924) в 1895 году окончил технологический институт в Харькове, и по окончании института работал в техническом отделе службы движения Московско-Курской железной дороги. С 1900 года работал конструктором на Харьковском паровозостроительном заводе, а с 1910 года перешёл на Путиловский завод в Петрограде на должность руководителя паровозно-технической конторы завода. Под руководством Раевского с 1917 года были разработаны рабочие проекты ряда серийных паровозов. С 1920 года Александр Сергеевич являлся профессором и преподавал в Петроградском политехническом институте, состоял членом многих научно-технических советов и комитетов по паровозостроению. Совместно с инженером Я. М. Гаккелем в 1921-1923 годах Александр Сергеевич работал над проектом тепловоза Щэл.



Александр Сергеевич Раевский 1920-е гг.

Конструктор Раевский трагически погиб 23 июня 1924 года при испытаниях, во время проверки прочности Лихоборского железнодорожного моста близ станции Ховрино под Москвой он был сбит испытательным паровозом.

И вновь о школе

Историки пишут, что школа Раевской по значимости была во всей России третьим заведением художественно-промышленной направленности. Кроме этой школы называются Строгановское центральное училище технического рисования в Москве и Школа Общества поощрения художников в Петербурге, которой руководил Григорович.

Методика работы школы была разработана самой Марией Дмитриевной, она активно использовала методику преподавания педагогов Санкт-Петербургской Академии Крамского и Чистякова, а также американскую систему художественного образования, с которой познакомилась в Европе.



Елена Сохацкая-Горбель (Украина, род. 1976) Портрет основательницы харьковской художественной школы М.Д. Раевской-Ивановой. 2002 г.

Как и многие, Раевская считала главным в обучении – рисунок с натуры, который называла первоосновой художественного образования. Рисование начиналось с изображения геометрических фигур и тел для более развитых учеников или с плоских орнаментов для детей. Летом школа занималась на пленэре – в городском саду или на улицах города, где «декораторы» могли копировать элементы декоративной пластики на настенных росписях, зданиях и оградах. Обучение рисованию завершалось изображением человеческой фигуры, объектами служили статуи из гипса, поскольку для рисования живой обнаженной натуры не было помещения.

Занятия в школе проводились три раза в неделю в две смены. В 1870 году начали преподавать черчение, в 1886 году добавились занятия лепки из глины. В 1889 году в школе было введено преподавание пластической анатомии, теории перспективы, а в 1889-1892 годах читалась история искусств. Напомню, черчение преподавал муж Раевской-Ивановой, который занимался с учениками теорией перспективы. Уроки лепки проводили харьковские скульпторы С. Бабский, И. Якобс, Ф. Натани, анатомию - доктора Павлов и Знаменский, а теорию искусств читал один из первых выпускников этой школы знаменитый архитектор и художник-пейзажист Алексей Николаевич Бекетов (19 февраля (3 марта) 1862, Харьков – 23 ноября 1941, Харьков).



Пестриков Михаил Родионович (1864-1930) Портрет Алексея Николаевича Бекетова.

Бекетов, кстати, в Харькове построил более 40 зданий, сформировав архитектурный облик города. В 1894 году он стал академиком архитектуры, с 1898 года стал профессором Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1941 году профессор получил звание заслуженного деятеля искусств Украинской ССР, и в этом году в ноябре месяце умер в оккупированном немцами Харькове.



Алексей Николаевич Бекетов с внуком Алушта, 1936-38 гг.

Известно, что если кто-нибудь из преподавателей школы Раевской заболевал или уезжал по делам, занятия по просьбе Марии Дмитриевны проводили другие харьковские художники.

Кроме того, в школе велись факультативные курсы по декоративно-прикладному искусству – росписи по фарфору, бархату, атласу, кафелю, выжигание по дереву, тиснение по коже. Эти курсы помогали малоимущим ученикам школы (отмечу, что таких было много, а некоторые ученики принимались бесплатно) заняться индивидуальной деятельностью и найти стабильный заработок. Для учеников же, желающих поступать дальше в высшие художественные заведения, например, в Академию художеств, посещали уроки общеобразовательных предметов. Раевская писала Григоровичу: «Я не буду всех учить писать мадонн, но не буду также тех, чье сердце стремится к мадонне, учить рисовать стулья». Историки пишут, что всего четыре процента учеников школы Раевской поступили в Академию художеств, но почти все они стали известными художниками.

Большое значение в учебном процессе Мария Дмитриевна уделяла украинскому народному творчеству, особенно, национальным мотивам в орнаментах. Она говорила: «Украинские вышивки, ткани, гончарные изделия заслуживают не меньшего внимания, чем песни Украины». В школе была собрана богатая коллекция эстампов и образцов узоров, многие из которых были подарены школе искусствоведом В. Стасовым. Их можно было взять в школьной библиотеке, их развешивали в классах. С изучения этих узоров начиналось обучение для тех, кто собирался в будущем стать специалистом декоративно-прикладного направления - заниматься украинскими узорами, оформлять интерьеры и предметы быта, создавать декорации и книжные иллюстрации.

Раз в месяц или чуть реже в школе проводились педсоветы с присутствием самих учеников, педагоги рассматривали все работы, созданные за прошедший период, и обсуждали вместе с их авторами недостатки и ошибки.

Отмечу, что материальное положение школы было практически бедственным. Меценатов Раевская-Иванова не нашла, сама она работала бесплатно, а преподавателям приходилось порой платить полтора рубля за двухчасовое занятие, поскольку плату с учеников директор категорически не собиралась повышать, понимая социальный статус тех, кто пришел учиться рисованию. Только через десять лет, в 1880 году, городская управа стала выделять школе ежегодно субсидию в 200 рублей.
Да и с помещением школе повезло не сразу. Первые восемь лет после создания занятия проводились на арендованных квартирах. После постройки в 1877 году по проекту архитектора Болеслава Георгиевича Михаловского (1830-1909) собственного двухэтажного особняка по улице Чернышевского, дом 6, художественная школа в 1878 году переехала в это здание(сейчас это жилой дом).



Дом Раевских

К тому времени школа Раевской уже была известным центром художественной жизни Харькова. Здесь часто встречались местные и заезжие художники и скульпторы, заходили бывшие выпускники. Они обменивались новостями и идеями, пользовались библиотекой, проводили консультации и мастер-классы для учеников, договаривались о выставках, поскольку деятельность по их организации была одним из главных дел художницы. Дважды в год школа организовывала художественные вечера, сборы с которых шли не только в Фонд школы, но и на другие благотворительные цели.

Ученики школы принимали участие в конкурсах, проводимых Санкт-Петербургской Академией художеств (1872, 1875, 1878, 1882), в выставках, которые проходили во время работы съездов по техническому и профессиональному образованию. Кроме того, ежегодно в городе были организованы выставки-экзамены созданных за сезон работ, причем свои произведения выставляли не только ученики, но и преподаватели.
В 1882 году, по инициативе известного живописца И.Н. Крамского, была проведена Всероссийская выставка рисовальных школ. Школа Раевской-Ивановой получила Диплом II степени, который был приравнен к серебряной медали, а методика преподавания в ее школе была названа самой лучшей. Кроме того, художница получила денежную премию в размере 500 рублей, 300 из которых сразу ушли на развитие школы. Но самое главное – комиссия Академии, рассматривавшая все работы, выступила с инициативой избрать Марию Дмитриевну почётным вольным общником Академии, и в том же году художница получила это звание.

Последние годы

С самого первого дня образования школы живопись и рисование во всех классах преподавала сама Мария Дмитриевна. С 1889 года рисование в младших классах взял на себя Павел Карпович Крюков (1848-?). Он в 1881-1884 годах учился в Академии художеств, получив по окончании звание неклассного художника.
В середине 1890-х годов в жизни Раевской-Ивановой происходит личная трагедия, как пишут историки, «в связи с профессиональным переутомлением» художница начинает скоротечно терять зрение. Увы, с преподавательской деятельностью Марии Дмитриевне пришлось расстаться.



Мария Дмитриевна Раевская-Иванова

Но ее заменили настоящие профессионалы – выпускник Академии художеств (1883-1893), получивший за время учебы четыре серебряные и одну золотую медаль – Михаил Родионович Пестриков (1864-1930) и выпускница самой школы А. Романенко, о которой известно лишь то, что она прославилась по всей Украине своими росписями фарфоровых изделий.

К середине 1890-х годов Школа Раевской выпустила около 900 учеников. Среди выпускников школы называются имена известных украинских и российских художников – народный художник РСФСР Пётр Петрович Кончаловский (9 (21) февраля 1876 - 2 февраля 1956), член Общества передвижников, импрессионист Константин Константинович Первухин (21 мая (2 июня) 1863 - 26 января (8 февраля) 1915), замечательные пейзажисты Сергей Иванович Васильковский (19 октября 1854 - 8 октября 1917), Пётр Алексеевич Левченко (29 июня (11 июля) 1856 – 1917), Александр Николаевич Выезжев (1865-1918), Михаил Степанович Ткаченко (18 ноября 1860 – 2 февраля 1916), с конца XIX века проживавший в Париже, но дважды в год приезжавший в родной Харьков.



Кончаловский Петр Петрович Автопортрет ( в желтой рубашке). 1943 г.
Осип Эммануилович Браз (1873-1936) Константин Константинович Первухин 1902 г. Русский музей, Санкт-Петербург



Николай Митрофанович Уваров (1861-) Портрет художника Сергея Васильковского. 1917 г.
Пётр Алексеевич Левченко в своей мастерской.

Но, даже распрощавшись с преподаванием, Мария Дмитриевна продолжала принимать активное участие в общественно-культурной жизни Харькова. Каждую весну Раевская-Иванова участвовала в организации выставок местных художников в помощь летним колониям Общества по распространению в народе грамотности. Благодаря супругам Раевским при Народном доме Общества был создан художественный музей, а в 1898 году открылась декоративно-рисовальная школа, программу которой разработала Мария Дмитриевна.
Впрочем, Раевской-Ивановой было создано и издано немало методических учебников, статей и брошюр. Среди них – «Азбука рисования для семьи и школы» (1879), «Прописи элементов орнамента для технических школ», «Методика преподавания рисования в Харьковской частной школе рисования и живописи», «Очерк программ по преподаванию рисования в воскресных классах для ремесленников» и др.
А еще художница составляла своеобразный каталог картин, находящихся в частных собраниях Харькова и области, знала всё об этих картинах и вела работу с владельцами богатых коллекций, чтобы те не продавали картины куда и кому попало.

Уже после того, как Мария Дмитриевна практически ослепла, заботу о частной Школе рисования, руководимой ею, взял на себя город. В 1896 году школа была преобразована в Городскую школу рисования и живописи, которой городская Дума выделила ежегодное пособие в 1000 рублей. Школе предоставили также новое помещение, она заняла второй этаж художественно-промышленного музея в Ново-Сергиевских рядах на Сергиевской (а ныне – Пролетарской) площади. Раевская-Иванова подарила новой школе все учебные пособия и библиотеку, а сама была назначена почетной попечительницей нового заведения. В годы Великой Отечественной войны здание музея, в котором находилась школа, было разрушено.
Почти 15 последних лет своей жизни Мария Дмитриевна добивалась, чтобы на базе Городской школы было создано училище, которое бы подчинялось Академии художеств. Школа была преобразована в художественное училище в сентябре 1912 года и переехала в новое здание по улице Каплуновской. В 1921 году на базе училища был создан техникум, а затем и Художественно-промышленный институт (Худпром). Сейчас институт переименован в Харьковскую государственную академию дизайна и искусств.

Но основательница первой художественной школы в Харькове всего этого уже не увидела. Мария Дмитриевна Раевская-Иванова умерла в декабре 1912 года, спустя три месяца после того, как Городская школа рисования стала училищем. Похоронена художница была в семейном имении Гавриловке (сейчас это село находится в Барвенковском районе Харьковской области). Ни имение Ивановых, ни могила художницы, увы, не сохранились. Лишь в начале 1980-х годов мальчишки из села Гавриловка разрыли на заброшенном кладбище старую могилу, которая оказалась могилой Марии Раевской-Ивановой. Позже художница была перезахоронена там же в Гавриловке, и на могиле был установлен памятник.



Могила М.Д.Раевской-Ивановой

Печально, но неизвестна судьба и большинства картин самой художницы. Историки среди творческого наследия называют такие картины, созданные Раевской-Ивановой, как: «Крестьянская семья на отдыхе», «Смерть крестьянина в Малороссии», «Саксонская девочка», «Девочка возле плетня», но где они находятся – неизвестно.
В интернете я нашел пейзаж, который атрибутирован, как работа Раевской-Ивановой.



Раевская-Иванова Мария Дмитриевна (1840-1912) Сельский пейзаж.

Всё, что известно, так это то, что в Харьковском художественном музее хранится альбом рисунков художницы, сохранившиеся фотографии и часть семейного архива Раевских, а также портрет Марии Дмитриевны с внучкой работы одного из ее учеников – А. Данилевского, о котором я рассказал в начале статьи.

Кроме этого, в Харьковском историческом музее хранится автопортрет художницы и портрет одного из основоположников физической химии и химической динамики, академика Петербургской Академии наук Николая Николаевича Бекетова (1827-1911), который был отцом архитектура Алексея Бекетова. Увы, интернет портрет Бекетова-старшего «не выдал»…



Данилевский Андрей Иванович (1847-1914) Портрет Марии Раевской-Ивановой с внучкой.

Надеюсь, не только журналисты и любители живописи, но и историки и искусствоведы продолжат исследования, чтобы имя Марии Раевской-Ивановой все-таки заняло достойное место в истории как России, так и Украины.

Источники - Википедия, статьи 1, 2, 3.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
Tags: 19 век, 20 век, Украина, художницы
Subscribe

  • Стина Форселл

  • Бабушка Мозес

    Анна Мэри Робертсон-Мозес, более известная как Бабушка Мозес (7 сентября 1860 — 13 декабря 1961) — одна из главных представителей…

  • Бетье Саар

    Бетье Саар - афроамериканская художница, наиболее известная своими работами в технике ассамбляжа. Из статьи о миланской выставке Саар:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments