freya_victoria (freya_victoria) wrote in femart,
freya_victoria
freya_victoria
femart

Categories:

Мариам Асламазян

Отсюда
Дата рождения: 1907
Дата смерти: 2006
Место рождения: Ленинакан
Народный художник Армянской ССР (1965). Училась в Ереванском художественно-промышленном техникуме (1926-28) у С. А. Аракеляна и С. М. Агаджаняна, в московском Вхутеине (1928-30) у К. Н. Истомина и др., в ленинградском Институте пролетарских изобразительных искусств (1930-32) у К. С. Петрова-Водкина, А. И. Савинова. Представитель армянской школы декоративного натюрморта ("Армянский натюрморт", 1955, ГТГ; "Горная симфония Армении", 1976, собственность художника); автор пейзажей, портретов, тематических картин, декоративных изделий из керамики; оформитель театральных спектаклей и цирковых представлений.
Асламазян — представитель армянской школы декоративно-плоскостного натюрморта («Армянский натюрморт», 1955, «Цветущий красный кактус», 1957, — оба в Третьяковской галерее), автор тематических картин («Возвращение героя», 1943, «Песнь героя», 1944, «Мать-героиня», 1949, — все в Картинной галерее Армении, Ереван), портретов.
Выставки
С 1935 года участвовала в выставках, с 1950 – в международных.
Персональные выставки: 1970, 1978, 1981 – Москва, 1971, 1974 – Ереван.
Достижения, звания и награды
народный художник Армянской ССР (1965)
Лауреат международной премии имени Джавахарлала Неру
Лауреат премии им. Г.А. Насера
В детстве Мариам Аршаковна мечтала стать врачом и всячески готовила себя к этой профессии. Попутно обучалась в художественной школе в своем родном Ленинакане. Увлеклась живописью. Долгое время находилась на распутье. И когда подслушала мнения своих учителей, что у нее несомненный живописный дар, все сомнения кончились. Живопись стала ее жизнью, ее судьбой. Она поступает в Ереванское художественно-промышленное училище, а в 1928 году поступила в московский Вхутеин. Но вскоре ее оттуда исключают как "социально чуждый элемент" - ее отец когда-то владел мельницей. Хождения по многочисленным чиновничьим кабинетам ничего не дали. "Спасла меня Крупская", - вспоминает Мариам Аршаковна. Какими-то почти нелегальными путями она добилась приема, была внимательно выслушана - и все проблемы сразу же были решены. Ей даже выдали стипендию. Потом, уже в Ленинграде, в Институте пролетарского изобразительного искусства, она окончила аспирантуру.
Среди ее учителей были выдающиеся художники - К. Петров-Водкин, А.Древин, Н.Удальцова, В.Фаворский, С.Герасимов, А.Гончаров... Но они выучили ее основам мастерства, не оказав существенного влияния на формирование стилистики и живописного языка. Источником же ее вдохновения была Армения. "Я люблю свою Армению, - говорила она, - ее природу, ее воздух, ее музыку, ее людей. Меня часто упрекают, что я изображаю Армению слишком красочно. Но я вижу свою страну именно такой - звучной, светоносной, радостной".
Поэтому своим истинным учителем она считает Мартироса Сарьяна, хотя непосредственно у него не училась. "В полотнах Сарьяна, - утверждает Мариам Аршаковна, - было живое чувство красоты мира... Я объездила всю Армению и увидела, что Сарьян очень правдив, что он изображает нашу страну такой яркой, такой красивой. Я вижу ее такой же. Этому я научилась у Сарьяна".
Учиться у Сарьяна ей было легко и естественно, ибо она была прирожденным, как говорится, от Бога, живописцем. Жила, мыслила и чувствовала цветом, цветом и в цвете воспринимала мир. Ярким, мощным, темпераментным и всеобъемлющим цветом. Общепринятые живописные каноны ей мешали, она рвалась на простор, чтобы выразить ширь и глубину человеческих чувств, настроений и ощущений, которые ее переполняли. Переполняли радостью, светозарностью, праздничностью.
Она воспевала красоту и гармонию жизни, почему, быть может, она и не в "моде" в наше смутное, тревожное и переломное время. Но она современна в самом высоком и вневременном смысле. У нее почти нет грустных, драматических сюжетов. Разве только о Великой Отечественной войне она написала скорбное "Письмо с фронта". Но в эти же военные годы создает такие жизнерадостные полотна, как "Возвращение героя", "Песня героя", "Свадьба героя", яркие и сочные цветовые натюрморты.
Но, конечно же, Мариам Асламазян не замыкалась в своем творчестве только на Армении. Она много ездила по Советскому Союзу. Вспомним хотя бы ее роскошные "Русские натюрморты" или "Сказочный хоровод". Посетила Мариам Асламазян и многие другие страны. Особенно она любит Восток. Рассказывает: "Восток более всего близок моему творчеству. С него начиналась человеческая цивилизация, человеческая культура. И на Востоке более всего сохранились истинные народные корни, народные традиции и обычаи. Европейские же страны, США меня совершенно не интересуют..."
В Индии, например, Асламазян была много раз. Хорошо была знакома с Индирой Ганди. Индийская тема занимает большое место в ее творчестве. Поэтому из многочисленных своих премий и наград более всего дорожит премией Дж. Неру.
Искусство Мариам Асламазян разнообразно и по темам, и по жанрам. Это композиционно-сложные картины, пейзажи, портреты - особенно любит писать стариков и женщин. "Многих удивляет мое пристрастие к старикам. Но я вижу за этими спокойными лицами, за этими усталыми руками разные судьбы. Я вижу простую и трудную жизнь и большую человеческую мудрость, побеждающую и невзгоды, и разочарования". И еще: "Я много пишу женщин. Я думаю, что все, к чему прикасается женщина, делается возвышенным и привлекательным".
Пишет она городские и сельские виды. Занималась оформлением театральных постановок и цирковых программ. Работала над монументальными росписями - вместе со своей сестрой Ерануи, также известной художницей, украсила павильон Армении на ВДНХ, Музей землеведения в МГУ, ресторан "Арарат" в Москве. Серьезно увлеклась керамикой и создала прекрасные произведения, за что получила диплом Художественного фонда СССР.
Но более всего она любит натюрморт. И в этой своей привязанности вновь перекликается с Сарьяном. В натюрморте особенно проявился ее живописный дар - цветоносный размах, глубина восприятия жизни и радостей бытия, свежесть палитры, композиционная монументальность.
Всю свою жизнь она отдала живописи. Она долго не выходила замуж и не хотела иметь детей, чтобы они не отвлекали ее от живописи. Лишь в 60 лет соединилась браком с человеком, который добивался этого тридцать лет - с Гургеном Аватесяном, профессором Тимирязевской академии. Счастливо прожила с ним 22 года - ее муж умер в 1984 году. Сильной ее привязанностью была сестра Ерануи (Еран). Одна из лучших ее картин, считаю, "Я и Еран в зеркале".




















Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments